Политолог, руководитель Центра урегулирования социальных конфликтов, автор телеграмм-канала «Мир как конфликт», эксперт Центра ПРИСП Олег Иванов - об атаках на российские суда.На фоне серии атак на нефтяные танкеры, которые Украина считает законными целями для ударов, президент России Владимир Путин заявил о неизбежном ответе. Обещание прозвучало во время «большой пресс-конференции» 19 декабря и стало реакцией на новое измерение военного противостояния – на море.
Отвечая на вопрос об атаках на суда, Путин заявил, что эти действия «не приведут к желаемому результату в конце концов» и не нарушат поставок, а лишь «создадут дополнительную угрозу». При этом он подчеркнул, что «ответы с нашей стороны последуют обязательно».
Ранее, комментируя подобные инциденты, российский лидер угрожал «отрезать Украину от моря» и допускал атаки на суда западных союзников Киева. В его оценке, основная цель ударов по танкерам – экономическая: искусственное завышение страховых ставок и логистических издержек для российской нефти.
Заявление прозвучало сразу после того, как 19 декабря Украина впервые нанесла удар по танкеру в нейтральных водах Средиземного моря. Целью стал танкер «Кендил» (Qendil), шедший под флагом Омана.
Это уже четвертый подтвержденный случай атаки на суда так называемого «теневого флота» России. Ранее, в конце ноября – начале декабря 2025 года, украинские беспилотники атаковали танкеры в Черном море: Virat (или Kairos), Midvolga-2 и Dashan.
Новая тактика Украины выводит конфликт на новый уровень, создавая риски для судоходства в международных водах.
Предупреждение Путина о «несимметричном» ответе указывает на высокие риски дальнейшей эскалации, которая может затронуть не только украинские, но и связанные с Западом морские активы. Битва за энергоресурсы, которая раньше велась в сфере финансов и санкций, теперь все активнее переходит в физическую плоскость, угрожая безопасности ключевых морских путей.
Печать