Член правления РАПК, глава аналитического центра «Политген» Ярослав Игнатовский – о всеобщих выборах в Камеруне.29 октября в Танзании прошли всеобщие выборы. Уже долгое время политическая система Танзании демонстрирует классические черты устойчивого монопартийного государства. Прогнозировать победу правящей партии CCM и действующего президента Самии Сулухи — это та же данность, что и предсказывать победу Поля Бийи в Камеруне. Система была выстроена за долгие годы и до максимума ужесточена при предыдущем президенте Джоне Магуфули, который ввёл запрет на политические демонстрации вне избирательных периодов и ряд других драконовских мер. Ключевым элементом нынешнего политического цикла стало отстранение от выборов основной оппозиционной силы — либеральной партии Chadema, что окончательно свело политическую конкуренцию к минимуму и обеспечило CCM монополию на власть ещё на несколько лет.
Однако эта предсказуемость порождает серьёзный кризис легитимности (впрочем, когда африканских правителей это волновало?). Основная проблема этих выборов — крайне низкая явка избирателей, которая, как ожидается, на этот раз будет ещё ниже, менее 50%. В ином контексте такой фактор стал бы поводом для жёсткой международной критики, но, как мы все знаем, западные государства склонны применять избирательный подход, несмотря на то, что Chadema неоднократно просила международное сообщество обратить внимание к ситуации в стране. Поэтому санкций или ограничений в отношении Танзании мы не ожидаем, тем более президент там - женщина, что укладывается в каноны новой западной политкорректности.
Итог выборов выглядит предрешённым. Если протестная активность, потенциально способная исходить от так называемого «поколения Z», не приобретёт массового характера (как уже происходит в Камеруне), парламент следующего созыва будет полностью подконтролен CCM. Голоса недовольных, оставшихся без своего главного представителя в лице Chadema, вероятно, перераспределятся в пользу менее маргинализированной парламентской партии ACT-Wazalendo, которая может занять формальную, но де-факто декоративную нишу парламентской оппозиции.
Печать