В КНР блогерам запретили давать медицинские, финансовые и правовые советы, если у них нет соответствующего высшего образования или лицензии. Теперь интернет-платформы должны будут следить за тем, чтобы авторы блогов или каналов либо предоставляли платформам доказательства о наличии профильного образования (дипломы, сертификаты), либо ссылались на первоисточники информации, которую они распространяют, либо публично отказывались от ответственности за подлинность такой информации.Политконсультант, эксперт по коммуникациям, эксперт Центра ПРИСП Алена Август:Отмечу, что и в России вопрос рамок возможного в действиях блогеров медицинской и другой чувствительной тематики обсуждался не раз. Вольница блогерского контента, затрагивающего чувствительные сферы жизни – здоровье, финансы, воспитание детей, питание – приводит к тому, что инфоцыганство цветет пышным цветом и «никому ничего за это не бывает». А потом мы видим в ТВ-шоу несчастных людей, жалующихся на ухудшение здоровья, карьеры, отношений в семье, потерю денег после того, как воспользовались рекомендациями «мамкиных блогеров».
На самом деле, проблема гораздо шире – пользуясь психологическим эффектом «рекомендовано человеком», блогеры порой осознанно (хочу больше денег!), порой неосознанно (хочу признания и «короны»!) наносят вред огромной аудитории. И пока мы говорим о необходимости воспитывать критическое мышление (а это случится нескоро, и начинать надо с детей, пока они не выросли во внушаемых взрослых), недопрофессионалам надо вменять ограничения и ответственность. Никуда от этого не деться.
Особенно важно это сейчас, когда страна живет с акцентом на СВО, потому что люди, потерявшие близких, люди, ждущие своих героев, сами вернувшиеся ветераны тоже попадают в категорию тех, кто может воспользоваться «добрыми советами» инфоцыган, ведь для них важен сам факт внимания и помощи. На рабочей группе по реабилитации и ресоциализации ветеранов СВО и членов их семей мы уже поднимали вопрос, что важно начать аудит имеющихся социальных проектов по психологической поддержке и просвещению. Среди раскрученных проектов уже явно есть такие, кто ловит хайп, развивая свой политический и коммерческий бренд якобы на помощи людям, а на самом деле оказывается пустышкой либо наносит прямой вред, пользуясь нестабильным психологическим состоянием аудитории, ждущей заботы и внимания.
Также важно понимать, что сейчас блогерский контент – это «родитель», «друг» и «воспитатель» детей. Интернет, в отличие от родителей всегда под рукой и готов к общению, и если контент неконтролируем и безответственен, наши дети и молодежь в опасности. Разубеждать их потом, читать нотации о том, что не надо следовать вредным трендам – практически бесполезно.
Член РГО, блогер Татьяна Тазеева-Гриценко:Китайский подход к регулированию блогов – серьёзный знак. Время «всякого контент-развлечения без ответственности» может и должно подойти к концу. Да, это порождает ограничения, бюрократию, но главное, после урегулирования всех вопросов, даёт шанс на более этичный, аккуратный, честный блог.
Я, как тревел-блогер, воспринимаю это как приглашение повышать планку и обращаться к профессионалам, когда выходишь за пределы своей компетенции. Сама и ранее старалась не выдавать советы «настолько точно, что гарантированно». Но никто не запрещает писать о моём опыте, ссылаться на источники о заболеваниях, вакцинации (например, если мы выезжаем в страну с непривычными болезнями, могу рассказать о рекомендациях ВОЗ, местных клиниках, но не прописывать лечение), юридических нюансах (визах, импорте), валютных операциях и т.п.
Помимо Китая, я знаю о нюансах работы блогеров, например, во Вьетнаме (блогерам запрещено писать социально-политические посты, наказание — от 6 месяцев до 7 лет тюрьмы), в Европе (главное правило: любая реклама должна быть чётко маркирована, через хештеги или специальные обозначения, нельзя рассказывать о продукте, который не пробовал сам). Во Франции за нарушение – до 2 лет тюрьмы и штраф до 300 000 €, в Нидерландах — штраф до 450 000 €, но первый раз могут простить, в Испании требуют платить штраф в пятикратном размере стоимости товара, в Англии штрафов почти нет, зато есть реестр блогеров-нарушителей — это публичный позор, который может закрыть тебе путь к сотрудничеству и коллаборациям. Есть страны, где блогерская деятельность вообще не регулируется — например, Аргентина, Бразилия, Филиппины, Боливия, Уругвай. Там каждый пишет, что хочет, без ограничений, а защита от фейков или мошенничества минимальная.
Автор аналитического политического канала «Мама В Шапке» Катерина Лоренс:Всеми руками и ногами за! Как профессиональный контент-мейкер, мама и неравнодушный человек, я с уважением отношусь к новым мерам, введённым в Китае для регулирования медиапространства. Это не просто контроль – это ответственность, которую должны нести все люди, и особенно публичные лица, которые влияют на мнение общества и создают в нём настроение.
В эпоху, когда каждый может выступать «экспертом» в любой области, особенно в таких чувствительных сферах, как медицина или финансы, крайне важно, чтобы информация исходила от действительно квалифицированных специалистов. Я также абсолютно поддерживаю инициативу по запрету на демонстрацию роскоши и призываю перенять такой опыт. Это важный шаг, который помогает формировать у молодёжи здоровые ценности, а не культ потребления и внешнего блеска. Тем более что показная роскошь у блогеров часто бывает фальшивой и арендованной.
Что касается требования маркировать продукт, созданный с помощью ИИ, я считаю, что оно должно быть распространено на всех абсолютно. Я искренне надеюсь, что российские регуляторы обратят внимание на китайский опыт. Внедрение подобных правил помогло бы очистить информационное поле от дезинформации, повысить доверие к экспертам и защитить аудиторию – особенно молодую – от токсичных трендов и ложных «гуру». Медиапродукт должен нести пользу и созидание, а не разрушать и вводить в заблуждение.
Печать