Фото с сайта:
Телеграм-канал Евгения Огородникова
Экономический обозреватель журнала «Монокль», ведущий канала «Графономика», эксперт Центра ПРИСП Евгений Огородников – о том, к чему привели эксперименты с СЭС в энергоизбыточном штате.ERCOT — крупнейшая энергосистема в США, она обслуживает 90% потребностей Техаса. Пиковое потребление в энергосистеме уже достигло 75 ГВт, а годовая генерация, по данным Минэнерго США, в 2026 году составит 425 ТВт·ч. Это очень много — треть от российской. При этом спрос на электричество в Техасе очень быстро растёт. С 2021 года прирост составил 23%. Благодаря попутному газу из Перми электричество здесь дешёвое, и спрос на него среди майнеров биткоина и тренеров ИИ — огромный.
И в целом для энергоизбыточного Техаса вообще не было экономической нужды экономить газ: его там реально некуда девать. Но, как и везде в странах развитого мира, здесь начались эксперименты с СЭС — благо пустынь в Техасе много, а деньги чешутся в руках инвесторов. Результат экспериментов — на графике в виде ежегодно растущего жёлтого овала. До Калифорнии Техасу, конечно, далеко, но солнце уже начинает влиять на традиционную генерацию. Балансировать систему приходится газовыми ТЭС. Это точно не радует местных генераторов, но против «зелёного» лобби не попрёшь, даже в Техасе.
Для потребителя эта экономия газа (бросового сырья, порой продающегося по отрицательным ценам) выливается в копеечку. Альтернативщикам надо отбивать свои стройки СЭС и ВЭС — и они включают свои услуги в ценник. Газовикам свои новенькие ТЭС тоже нужно окупать. А к системе начинают подключаться и новые виды паразитов — АКБ. В общем, дешёвое электричество Техаса постепенно уходит в прошлое.
Печать