Политолог, эксперт Центра ПРИСП Николай Пономарев – о политической коррупции в Японии.Среди жителей бескрайнего советского пространства широко распространено мнение, что в «цивилизованных странах» политики не берут взяток у бизнесменов. Или делают это культурно, в приемлемых фрмах и небольших масштабах. Соответствует ли это действительности? Рассмотрим пример Японии.
В те далекие дни, когда Либерально-демократическая партия (ЛДП) Японии стабильно набирала две трети голосов в ходе парламентских выборов, ее финансовые связи с бизнесом были выстроены достаточно просто. Все крупные компании, включая «флагманов экономики» в лице кейрецу Mitsubishi, Mitsui, Sumitomo, Fuyo, Sanwa и DKB, направляли пожертвования в Японскую федерацию бизнеса («Кэйданрэн»), а та уже централизовано передавала собранные средства правящей партии. Только за счет этого ЛДП ежегодно получала около 10-13 млрд иен. Оппозиции доставались дырка от бублика или пожертвования профсоюзов. (Что, к слову, отличает японские кейрецу от корейских чеболей: последние после начала демократизации системы в 1987 г. традиционно жертвуют как консерваторам, так и либералам, предпочитая не складывать яйца в одну корзину. Да, львиную долю пирога получают всегда консерваторы, но и их противники ни разу еще не вернули «пожертвования» обратно как оскорбительно малые).
Однако уже в 1988 г. политикам страны Восходящего солнца стало ясно, что долго жить по старому не получится: грянул скандал с компанией Recruit Co. Ltd. Её председател Хиромаса Эдзоэ предложил ряду влиятельных функционеров ЛДП приобрести акции дочерней компании Recruit Cosmos до их официального выхода на биржу. После листинга акций их цена резко возрастала, что позволяло владельцам получить огромную прибыль. Фактически, это была завуалированная форма взятки. В число получателей «подарков» от ушлого бизнесмена вошли помощники и секретари одновременно действующего премьер-министра Нобору Такэситы, его предшественника Ясухиро Накасонэ, а также будущего главы правительства Киити Миядзавы. Никто не ушел обиженным. Правительство Такэситы в итоге ушло в отставку в 1989 г.
В 1992 г. людям с высокими должностями и большими окладами снова пришлось много извиняться и выбирать между отставкой и харакири. На этот раз в центре скандала оказалась компания экспресс-доставки Sagawa Kyubin. Ее руководство, как выяснилось, едва ли не походя раздавало огромные, часто незадекларированные пожертвования влиятельным политикам. Деньги передавались наличными, причем иногда компания пользовалась услугами одной из группировок якудза под названием «Инагава-кай». Что особенно интересно, как выяснилось в дальнейшем, авторитетных бизнесменов использовали не только в качестве курьеров. Так, татуированные люди с неинтеллигентными лицами сыграли немалую роль в деле прекращения кампании по дискредитации Нобору Такэситы со стороны ультраправых группировок во время его борьбы за пост премьер-министра (ибо нефиг). Главным фигурантом дела стал Син Канэмару, вице-президент ЛДП и глава крупнейшей на тот момент фракции правящей партии. Канэмару признался в получении 500 миллионов иен (около 4 млн долларов США по курсу того времени) от Sagawa Kyubin, которые не были официально задекларированы. Этот скандал привел к аресту Канэмару по обвинению в уклонении от уплаты налогов. И тут выяснилось, что «крестный отец ЛДП» начал коллекционировать разное еще до того, как этим хобби увлекся полковник Захарченко. В доме Канэмару были обнаружены золотые слитки и облигации на десятки миллионов долларов. Скандал способствовал расколу в ЛДП и временной потере ею власти в 1993 г. (впервые за 38 лет).
В 1994 г. был введен запрет на прямые пожертвования от корпораций конкретным политикам. «Кэйданрэн» также официально прекратила координировать пожертвования, но компании и отраслевые ассоциации продолжили поддерживать ЛДП индивидуально. Так, в 2010-х годах Ассоциация японских банков, Федерация электроэнергетических компаний и другие бизнес-структуры ежегодно жертвовали ЛДП сотни миллионов иен.
Кто-то наверняка возразит: но ведь это грехи поколения бумеров, новости тридцатилетней давности? Конечно же, не только делами минувших дней жива японская коррупция. Достаточно вспомнить недавний скандал с «черной кассой» ЛДП. Каждый из членов правящей партии обязан всучить бизнесменам определенное количество «фандрайзинговых билетов» на мероприятия ЛДП. Причем не бесплатно, а по цене 20 тыс. иен (около 140 долларов) за билет («а если не будем брать, отключим газ»). Согласно закону, если бизнес-структура покупает билеты на сумму более 200 тыс. иен, ее название должно быть указано в финансовом отчете. И в 2023 году выяснилось, что многие лены партии заметно превышали нормы по продажи билетов. Только за 2018 – 2022 гг. общая сумма незадекларированных средств, полученных только одной фракцией «Сэйвакай», превысила 600 млн иен (4,5 млн долларов). Полученные таким образом средства уходили либо в карман конкретных политиков в виде откатов за их «помощь бизнесу», либо в «тайные фонды» («uragane») правящей партии. При этом факты особо щедрого «спонсорства» ни в какой отчетности не отражались (в конце концов, считать чужие деньги – неприлично). Скандал затронул практически все крупные фракции Либерально-демократической партии, но в наибольшей степени — крупнейшую и самую влиятельную «Сэйва Сэйсаку Кэнкюкай» (или «Сэйвакай», в число членов которой входил Синдзо Абэ). Десятки членов парламента оказались под следствием. Хотя прямых обвинений во взяточничестве выдвинуто не было, скандал с незадекларированными доходами привел к резкому падению поддержки правительства Фумио Кисиды, отставкам нескольких министров и роспуску фракции «Сэйвакай».
Печать