Доктор политических наук, профессор Государственного университета управления Виктор Титов – о результатах первого тура выборов в Национальное собрание Франции. Результаты первого тура выборов в Национальное собрание Франции трудно назвать сенсацией. Хотя некоторая доля неожиданности в них есть. Главная неожиданность – это конечно, 28 % и уверенное второе место «Нового народного фронта», наспех склеенного из многочисленных осколков французских «левых». Действительно, кто ожидал, что в 2024-м году политики типа Олланда и Меланшона, совсем уж было списанные со счетов и отправленные в утиль, вновь обретут актуальность? Кто мог с уверенностью предполагать, что объединенные (хотя и разношерстные) «левые» станут главным бенефициаром досрочных выборов и будут всерьез претендовать на формирование правительства? Впрочем, последнее, хотя и является некоторым сюрпризом, тем не менее, не представляется некой мега-сенсацией в свете того, как развивалась предвыборная гонка на завершающем ее этапе. В последние две недели перед выборами с каждым днем становилось всё более очевидно, что именно «левые» имеют наибольшие шансы нарастить свой политический капитал и выступить главным противовесом Национальному объединению Ле Пен – Барделла на фоне морально-идеологической убогости и когнитивной пустоты «макронистов».
В остальном «промежуточный финал» выборов – итоги первого тура – оказались довольно предсказуемыми. Из 577 депутатских вакансий, разыгрываемых по системе абсолютного большинства, удалось заполнить только 76. То есть, подавляющее меньшинство, как это обычно и бывает во французской политической традиции. Оставшееся 501 место будет распределено по итогам второго тура, который назначен на 7 июля. Столь же предсказуемой оказалась и высокая явка. Макрон с одной стороны и правые с другой – слишком уж наэлектризовали французское общество, предали этой избирательной кампании оттенок, если не «судьбоносности», то какой-то уж необычайной важности. И эта аффективная «накачка» избирателя сработала. Только не в пользу Макрона, а в пользу невнятных «левых», вдруг внезапно оказавшихся в роли «третьей силы», успешно абсорбирующей голоса всех тех, кто выступает против курса действующего президента, но при этом терпеть не может «националистов».
Что же касается других результатов – здесь всё достаточно ожидаемо и логично. «Правые» - всё-таки, взяли своё, хотя их результат (29%) выглядит, конечно, более скромным, чем на недавних выборах в Европарламент. Макронисты-либералы – также ожидаемо взяли своё (и даже чуть больше – 21%). И, по большому счету, также ожидаемо провалились – второй раз подряд с учетом тех самых выборов в Европарламент. Хотя предвыборная истерика Макрона, надо отдать ему должное, всё же, принесла свои электоральные плоды. Прежде всего, они достались «левым» в лице Нового народного фронта. Но и «объединенные макронисты» («либералы – консерваторы – центристы») смогли улучшить свой промежуточный результат по сравнению с выборами в Европарламент – 21,3 % против совсем уж тусклых 14,6%.
На этом фоне нарастающей поляризации политического спектра не удивляют скромные 6,5%, которые получила партия «Республиканцы», по какому-то недоразумению считающаяся идейным преемником традиции «голлизма». Но такой электоральный провал «консерваторов» с их «традиционными ценностями» - закономерное следствие дискредитации партии (один её «отец-основатель» Саркози чего стоит!), не прекращающихся внутрипартийных скандалов и неспособности вписаться в новый политический ландшафт.
В общем, итоги первого тура выборов в Национальное собрание Франции выглядят и, отчасти, ожидаемо, и, тем более, закономерно. Удастся ли спонтанной и ситуативной коалиции «левых-правых-консерваторов-либералов-центристов» (абсолютно нежизнеспособной и противоестественной по своим идейным основаниям), де-факто возникшей по итогам первого тура, остановить «Национальное объединение»? Мой прогноз – скорее, да, чем нет. А как всё будет на самом деле – узнаем очень скоро, 7 июля...
Печать