Фото с сайта: wikipedia.org
Итоги
выборов в ЮАР: падение АНК.
Основной силой перемен, как ни странно, выступили сами АНК: внезапно «отколовшийся» от АНК бывший лидер партии и бывший президент ЮАР Дж. Зума «увёл» за собой значительно больше голосов, чем на то рассчитывали в АНК. Остальные же партии (например, либеральный «Демократический альянс» или левые «Борцы за экономическую свободу»), скорее, плюс-минус повторили свои предыдущие результаты, чем расширили базу своей поддержки. Свою лепту внёс и общий масштаб нерешённых проблем: с электроснабжением, водой, инфраструктурой, безработицей, преступностью.
Выборы были всеобщими: не только на национальном, но и на провинциальном и муниципальном уровнях. А после формирования парламента он в течение 2 недель должен избрать президента страны. Поэтому масштабы потерь для АНК ещё больше, чем кажется на первый взгляд. Приведём цифры на момент обработки 99,89% голосов.
Национальный уровень: интерпретация результатовАНК набирает 40,2% — это на 17% меньше, чем в 2019 г. Примерно вся эта поддержка ушла в сторону партии «МК» Дж. Зумы, которая получила 14,6% голосов.
«Демократический альянс» смог «добрать» лишь 1% по сравнению с 2019 г.: 21,8%. Часть их голосов приняла на себя партия ActionSA бывшего мэра Йоханнесбурга Х. Машабы. Для них это первые выборы, и они получили 1,2% голосов.
«Борцы за экономическую свободу» бывшего главы Молодёжного крыла АНК Дж. Малемы получили 9,5% — вопреки ожиданиям, это меньше результата 2019 г. (10,8%).
Разочарование в АНК избирателей из кваЗулу-Натал позволило несколько повысить результат местной партии «Инката»: 3,4%.
Правоконсервативная партия африканеров «Фронт свободы плюс» тоже показала неплохой результат: 2,38%. Для понимания: партия существует с 1994 г. и ещё ни разу не набирала больше 1%.
Расклады по коалициям: от возможного к надуманномуПохоже, в АНК не верили в возможность столь радикальной потери поддержки избирателей. Поэтому готовых планов действий у них нет. В «Демократическом альянсе», наоборот, к этому были готовы. Теперь они всячески подчёркивают, что именно они должны стать партнёром АНК по коалиции. И хотя это будет коалиция большинства (62%), позиции партий практически по всем вопросам радикально противоположны. Например, «ДА» ориентируется на страны Запада, а не на БРИКС.
Самым безболезненным вариантом для АНК, возможно, стала бы коалиция с «Борцами», но суммарно и они теперь не набирают 50%+1, а лишь 49,7% (обидно!). Значит, в таком партнёрстве придётся искать ещё и третью сторону из числа мелких партий. В АНК могли бы тут понадеяться на партию GOOD (в текущем правительстве от их партии с 0,4% голосами в 2019 г. была один министр), но в этот раз и они получили лишь 0,18%. На большинство мелких партий надеяться не приходится: ActionSA, «Инката», «Фронт свободы плюс», «Спектрум», «Объединенное независимое движение» и «Независимая гражданская организация» подписали предвыборное соглашение с «ДА» и действуют заодно с ними.
Где-то мешает идеология, где-то цифры, а где-то былые обиды. Сотрудничество с «МК» и Дж. Зумой, несмотря на минимальные расхождения по практической повестке, — было бы самым болезненным решением для президента АНК С. Рамапосы, который долгое время боролся с фракцией Дж. Зумы в рядах партии. Хотя формально коалиция получится может: 54,8%.
Для Дж. Зумы такой расклад большая победа. Теперь АНК становится «беззубым», потому что парламентские места партии «МК» гарантируют ему, что серьёзного судебного преследования в его отношении не будет. Иначе в парламенте последует бойкотирование любой инициативы АНК. К тому же это хороший задел для будущей политической карьеры его дочери Дудузиле.
Итоги по провинциямСначала нужно сказать, как было раньше. Во всех провинциях, кроме Западного Кейпа, где с 2009 г. правит «ДА», у АНК было большинство. Где-то комфортное, т.е. 60%+, а где-то опасное. Например, в провинции Гаутенг — экономическом центре страны, где расположен г. Йоханесбург, в 2019 г. было 50,2% голосов. А в родной провинции Дж. Зумы кваЗулу-Натал (второе место в стране по населению и избирателям) было 54%. Теперь же всё иначе.
Практически везде АНК потерял в поддержке по 10-20%. Комфортно ситуация выглядит лишь в Лимпопо (результат в 73% отлично показывает, что теперь ядерный электорат АНК — сельские местности) и в Восточном Кейпе (62,2% теперь, а было 68,8%). Неплохо получилось в Северо-Западе (57,7%).
В провинциях Фристейт (51,9%), Мпумаланга (51,15% — а было больше 70%) АНК приблизился к опасной грани потери большинства. Свою роль в этом по большей части сыграла новая партия Дж. Зумы.
В провинции Гаутент большинство потеряно: теперь 34,8% вместо 50,2%. Придётся думать о коалиции с теми же, с кем и на национальном уровне. В этом, кстати, тоже виноват Дж. Зума и его партия «МК» (получили почти 10% голосов), потому что поддержка «ДА» осталась на прежнем уровне. Потеряно большинство, причём с обидными 49%, в провинции Северный Кейп. Но там, что интересно, «просели» и «ДА», зато выросли в поддержке «Борцы» и «Патриотический альянс», который вообще не имел силы на прошлых выборах.
В провинции кваЗулу-Натал полный разгром, закончившийся победой «МК» с 45.35%. АНК даже не на втором месте, уступив его «Инката» (18%). Так что здесь АНК может и вовсе потерять политическое участие.
Западный Кейп, наверное, и не планировал голосовать за АНК, тут бал правит «ДА». Они, кстати, просто повторили свой результат 2019 г. в 55%. Возможно, это предел их поддержки. Зато АНК потеряли 10%, опустившись до 19,5%. Новую силу показали здесь «Патриотический альянс» (получили 7,8% с нуля) и отчасти партия цветного населения «ССС» (2,4% с нуля).
Таким образом, сейчас АНК приходится думать не об одной коалиции, а о нескольких. Каждый конкретный случай сложен по-своему. Партия оказалась к этому, скорее, не готова, но время уже поджимает. Ближайший месяц станет для партии одним из сложнейших в её истории. Более того, он определит новые акценты в внутренней политике ЮАР и покажет, насколько политически устойчива многопартийная конструкция в такой стране, как Южная Африка.
Печать