В Оренбургской области в ходе паводка и прорыва дамбы подтоплено более 10 тысяч домов и 18,4 тысячи участков. Произошедшее ЧП актуализировало
дискуссию о значимых недоработках со стороны муниципальных властей.
Руководитель Политической экспертной группы Константин Калачёв:Во-первых, надо разобраться с дамбой. Кто строил, как строил, насколько цена соответствовала качеству, что за материалы, как ремонтировалась, эксплуатировалась, содержалась и т.д. Во-вторых, надо уходить от забалтывания проблем и оптимизма на пустом месте. Местные власти накануне катастрофы граждан только успокаивали и убалтывали. Не надо бояться плохих новостей. Лакировка действительности обходится слишком дорого.
Взаимодействие с гражданами - это не уговоры, что всё будет хорошо. Это четкая система сигналов, открытость и честность, оперативность реагирования, слова и дела одновременно.
Генеральный директор Агентства политических и экономических коммуникаций Дмитрий Орлов:Прорыв дамбы в Орске ясно продемонстрировал: это инженерное сооружение не могло сдержать паводок на заданном проектом уровне. Следственный комитет возбудил уголовное дело по факту прорыва дамбы. Это дело - предоставленная законом возможность установить точную причину прорыва и виновных. Безусловно, она должна быть использована в полной мере. В частности, должны быть проведены все необходимые технические экспертизы. Должно быть определено, как израсходованы выделенные из бюджета средства. Представители органов власти, принимавшие решения о строительстве дамбы, о ее вводе в эксплуатацию, о том, что она якобы находилась в надлежащем состоянии, подрядчики строительства, компании, занимавшиеся эксплуатацией дамбы - мера ответственности всех этих лиц и структур должна быть точно определена.
Гендиректор коммуникационного агентства Actor Дмитрий Еловский:В части контроля за состоянием критически важных сооружений уже все необходимые регламенты давно прописаны - их просто нужно добросовестно исполнять. Конечно, при этом нужно обращать внимание и на обращения местных жителей, которые по этим дамбам ходят ногами, живут рядом и кровно заинтересованы в их нормальном состоянии. Но местное руководство не должно ждать, пока люди ему дадут сигнал - само должно проводить все необходимые проверки. Сейчас главный вопрос: кто понесет ответственность за разрушение дамбы. Если очередной стрелочник - то сложно будет ждать каких-то качественных изменений в будущем. Чтобы они наступили, ответственность должны нести все лица, которые построили и сдали такой объем, кто принимал, кто осуществлял контроль и т.д. Только неотвратимость ответственности может помочь в будущем.
Политконсультант Александр Семёнов:Конечно, сейчас компетентные органы дадут соответствующую оценку ситуации с дамбой в Орске. Но уже, по имеющейся информации и фактам, можно сделать вывод о том, что органы МСУ явно попадают под удар. Привычка «осваивать» средства вместо решения проблем, очень комплиментарные подходы к приёмке объектов, игнорирование сигналов и жалоб населения - это основные причины практически всех трагедий у нас. К сожалению, местные власти часто забывают слова Владимира Путина о том, что основная задача власти – служить.
Исправить ситуацию, на мой взгляд, может изменение системы приемки объектов, в первую очередь жизненно важной инфраструктуры, с более широким привлечением местного населения к этому процессу.
Председатель комитета Госдумы по социальной политике Ярослав Нилов:Необходимо ввести практику обязательного страхования жилья и имущества во время таких стихийных бедствий. Разрабатывается законопроект, и здесь должен быть создан инструмент, создан механизм, когда страховые компании будут подключаться к вопросам компенсации.
Печать