Политолог, кандидат философских наук, доцент философского факультета МГУ имени М.В. Ломоносова Борис Межуев – о сценарии управляемой эскалации в конфликте России и Запада.То, что сейчас происходит в отношениях Запада и России, можно назвать подготовкой к управляемой эскалации. Мне кажется, нужно исходить из некоторых вполне очевидных предпосылок. Обе стороны - то есть и Москва, и Вашингтон - исходят из общего понимания, что военное столкновения на Украине зашло в тупик.
Все понимают, что непосредственное участие в столкновении войск НАТО, или одной из стран НАТО, чревато ядерной эскалацией и может привести к непредсказуемым последствиям. Обе стороны руководствуются желанием разрешить ситуацию каким-то соглашением, ведущим к прекращению огня, до очень возможной смены хозяина в Белом доме, у которого есть собственный план действий, неудобный ни Киеву, ни Москве. Это что есть в плюсе.
В минусе же - ни одна сторона не может сделать первый шаг. Россия, вероятно, исходит из того, что публично озвученные ею реалистические условия мира, с одной стороны, столкнутся с публичной отповедью со стороны Киева, и в то же время внесут раскол в патриотический консенсус внутри страны, от имени которого чаще всего выступают патриотические максималисты. Американцы также скованы в своем маневре, любое реалистическое предложение будет отвергнуто Украиной и подвергнуто критике со стороны максималистов, которые немедленно объявят Путина победителем, а Байдена новым Чемберленом.
В этой тупиковой ситуации просматривается только один выход, к которому все постепенно и идет - так напугать человечество, чтобы оно забыло про престиж, какие-то нерушимые принципы и даже про те самые «правила», на которых, по мнению Байдена, якобы основан международный порядок. Похоже, в этом новом как бы управляемом Карибском кризисе роль Хрущева должен сыграть президент Франции Макрон, а роль Фиделя Кастро - президент Украины Зеленский.
Как будто все выглядит логично - мир испугается перспективы непосредственного столкновения НАТО с Россией, и обе максималистские партии войны вынуждены будут замолчать перед лицом неминуемой катастрофы. Беда только в том, что обе партии войны прекрасно все понимают и также готовятся к этому сценарию. В 2022 году тоже казалось, что задача состоит в том, чтобы смертельно напугать Зеленского, добиться от него подписания какого-то документа, подтверждающего нейтральный статус его страны, после чего Вашингтон и Москва смогут в дружном согласии решать другие важные проблемы. Чем это кончилось, мы прекрасно знаем. Некая партия войны со стороны Запада сломала всю эту красивую игру. Можно ли поручиться, что г-н Макрон в решающий момент не выйдет из роли и не обернется новым Борисом Джонсоном?
Поэтому если эта версия справедлива, и мы имеем дело со сценарием управляемой эскалации, то нужно прямо сказать о крайней рискованности этого сценария. Заручившись огромной поддержкой собственного населения, российский президент может позволить себе самую неожиданную дипломатическую инициативу, которая выведет переговоры в публичную плоскость. Тем более что украинская сторона своими хамскими заявлениями уже фактически обнажила факт давления на нее со стороны Китая. Открытая дипломатия, мне кажется, предпочтительней сегодня, чем управляемая эскалация. Хотя политики могут считать иначе.
Печать