Политтехнолог, управляющий партнер коммуникационной группы «Первый советник», член РАПК, эксперт Центра ПРИСП Константин Труфанов – о недавних заявлениях президента Молдовы.Конфликт между президентом Молдовы и руководством
республики Гагаузия вышел на новый виток. В начале недели Майя Санду дала пресс-конференцию, на которой, прямо скажем, много чего наговорила – и
про Приднестровье, и про нелегитимные выборы президента России, и про стремление Молдовы в Европу, и даже про то, что на Молдавском телевидении слишком мало песен на румынском языке.
Что касается взаимоотношений с башканом Гагаузии Евгенией Гуцул. По молдавским законам глава автономной республики автоматически входит в правительство страны. Так было до последний выборах в Гагаузии. После них уже год, как Гуцул места в кабмине Молдовы не занимает, поскольку президент Санду до сих пор не подписала соответствующий указ.
На вопрос, почему же она этого не сделала, Майя Санду следующее – человеку, который работает на преступное сообщество (явный
намек на Илана Шора и его партию, запрещенную сейчас в Молдове, от которой когда-то избралась Гуцул) в правительстве делать нечего. И никакой отсылке к законодательству или каким-то документам. Так что фактически заявление главы Молдовы прозвучала, как я не хочу и ее там не будет.
Евгения Гуцул в ответ на это уже заявила, что ее адвокатами готовится иск в суд по поводу, как минимум, оскорбления и защиты достоинства и деловой репутации. Как не крути, а Майя Санду фактически назвала главу Гагаузии частью преступного сообщества, что действительности, конечно же. Не соответствует. Никаких судебных или следственных решений на счет партии «Шор» нет и не было.
Так что отношения Гагаузии и Молдовы в очередной раз обострились.
К слову, на этой же пресс-конференции Санду заявила, что в октябре вместе с выборами президента в стране пройдет референдум об интеграции Молдовы в
Европейский Союз. Формально решение о референдуме принимает парламент, но с учетом того, что большинство там составляют представители пропрезидентской партии ПАС, с этим проблем не будет. Что тоже не совсем в рамках закона республики.
Зачем это нужно Санду понятно. Если референдум пройдет вместе с выборами президента, то фактически это будет голосование за Санду и за движение Молдовы в Европу. То есть, два смысловых ряда в этом случае сливаются в один. Это, по мнению сторонников действующего президента (надо сказать, небезосновательного), сделает ее таким знаменем евроинтеграции и добавит очков на выборах. Дело в том, что жители Молдовы не против евроинтеграции, но ставить знак равенства между вхождением страны в ЕС и поддержкой Санду, конечно, нельзя. Это своего рода манипуляция.
Печать