Журналист, эксперт Центра ПРИСП Петр Скоробогатый в своем Telegram-канале продолжает следить за обстановкой на Украине.1. Авдеевка. Нюансы, важные для понимания фронта. Украинское командование запоздало с решением о выводе группировки, но тем не менее, осуществило отвод войск относительно организованно, малыми группами, в течении последней недели, без тяжёлой брони, которой, впрочем, было немного. Больших жертв и потерь у ВСУ при отходе не было – речь может идти примерно о 500-800 убитых (преимущественно в последних боях, а не при бегстве), оставленных раненых, пленных. Это примерно пятая часть небольшой в целом группировки, которая оставалась в городе. ВСУ не хватило резервов, чтобы разжать фланги и удержать коксохим, в том числе благодаря точным ударам по местам их дислокации в последние дни. Некоторые части настояли на своём выходе из коксохима, но массового бегства не было.
2. Это позволило ВСУ организовать плотную оборону в треугольнике Ласточкино-Тоненькое-Орловка и не допустить дальнейшего обвала фронта. Быстрого продвижения здесь не будет. Кроме того, штурм Авдеевки дался ВС РФ дорогой ценой, группировке нужен отдых и перезагрузка. Форсировать здесь не будут. Далее по линии Курахово-Селидово ВСУ подготовили неплохую линию обороны, которую не взять с наскока, - к ней ещё надо подойти.
3. Имеющиеся силы в районе Донбасса позволяют ВС РФ продолжать локальные штурмы в районе Новомихайловки, Первомайского, Невельского, но без кратного увеличения численности штурмовиков и наращивания огня быстрого продвижения не будет. Тем не менее, именно здесь стоит ждать дальнейшей наступательной активности (вероятно, с интересом в направлении Угледара) из геополитических соображений и с опорой на логистику Донецка.
4. Одновременно ВС РФ усиливают давления на иных участках фронта в поисках слабых мест обороны и преследуя задачу растаскивать резервы и запасы снарядов ВСУ. Всего имеем пять участков наступления: Авдеевское, Марьинское (Угледар), Роботинское, Кременское-Купянское и Артёмовское направления. Форсировать не будут, но и паузы для отдыха и формирования новых резервов Украине не дадут.
5. Значительными силами Россия начала наступление на Ореховском направлении в районе Работина и Каменского (рядом с Днепром). Показательно, насколько широк фронт давления. Идут очень тяжёлые бои, что ожидаемо. Быстрого прорыва обороны не предвидится. Но задача, скорее, заставить ВСУ вернуть в Запорожье резервы, которые были переброшены к Артемовску и Авдеевке. Для иных задач стратегического характера здесь у ВС РФ недостаточно сил.
6. На Артёмовском направлении ВС РФ обкладывают украинские позиции в Часов Яре, зачищая фланги и предполье. Спешки нет. На очереди Ивановское (Красное). В случае удачи это позволит отчасти решить проблему высот у Клещеевки. Сам Часов Яр – это удобная следующая «точка притяжения» в виде крупного населённого пункта, где можно завязать городские бои, создать «политический» смысл обороны, выманив для защиты значительную группировку противника и ослабив иные направления.
7. Кременная-Купянск – неспешное продвижение ВС РФ на очень широком фронте с той же понятной задачей: размазать резервы и снарядные запасы противника. Постепенный подход к Тернам также выглядит перспективным: штурм населённого пункта в разы усложнит логистику противника, будет угрожать окружением частей на значительном пространстве и вынудит искать и искать новые резервы.
8. Действительно, создаётся ситуация, когда никто не знает место следующего «удара» российской армии, ресурсов хватает на все направления. Но сам удар, если мы под ним пониманием прорыв системной обороны с целью территориального контроля, и не нужен, даже контрпродуктивен с точки зрения «лишних» на данный момент потерь. Логика российского военного командования (как видится снизу) заключается в создании повсеместного давления на фронте с целью поэтапной реализации своего преимущество в технике, огне и людях для истощения противника, испытывающего дефицит ресурсов.
Печать