Политтехнолог, директор региональных проектов Центра ПРИСП Антон Садкин – об итогах оперативного совещания у вологодского врио губернатора. Многие эксперты описывают кадровые решения, принятые в ходе оперативного совещания, как достаточно
резкие и жесткие. Однако сторонники этой точки зрения упускают из виду ряд обстоятельств.
Во-первых, причины для «высвобождения кадров». И элиты, и «рядовые вологжане» восприняли бы отсутствие жесткой реакции вполне однозначно - как сигнал «Теперь можно все». Потому что «невинные жертвы обстоятельств» в этой истории отсутствуют как класс.
Обратимся к конкретному примеру – проблемам в сфере ЖКХ. Понятно, что «коммунальный коллапс» накрыл этой зимой большую часть России к западу от Урала, и причины этого формировались в течение многих лет. По хорошему, перечень людей, внесших свою лепту в создание условий нынешнего ЖКХ-апокалипсиса, по количеству знаков будет равен первому тому «Войны и мира». Однако несомненным остается и то, что нынешние «заживо репрессированные» не только несли ответственность за состояние коммунальных систем, но и не сигнализировали о надвигающемся «параде аварий». Вспомним и о том, что большинство «пострадавших» оказались в своих креслах отнюдь не 1 января 2024 г. У них была возможность если не заранее обратить внимание вышестоящих на проблему и приступить к ее решению (хотя бы в режиме «латания дыр»), то хотя бы вслед за доктором Андреем Быковым из бессмертного сериала «Интерны» заявить: «Я не хочу в этом участвовать, я брезгую!». Люди, лишившиеся в результате «оперативки» должностей или бизнеса, не относятся к категории «стрелочник дядя Вася». Это, так или иначе, «лица, принимающие решения». Которые по определению должны отвечать за последствия своих действий (или бездействия).
Даже самые наивные и недалекие представители электората хорошо это осознают. И потому отсутствие реального наказания для сопричастных ударило бы по доверию населения не только лично к Георгию Филимонову, но и к власти в целом (а на носу выборы президента, на минуточку). Более того, это заранее «обнулило» бы попытки повысить качество управления в регионе.
Во-вторых, потерявшим свое положение людям позволили уйти, сохранив лицо. Не будем забывать, что наша политическая культура, к сожалению, во многом представляет собой детище «коллективного Жириновского». И потому даже в устах губернаторов периодически звучат такие обороты, как «вы что, дебилы», «ты либо глава, либо не глава, нах…», «какой же ты нах.. государственный служащий». Команда Филимонова в данном случае действовала максимально корректно.
В-третьих, сама по себе повестка «оперативки» была в максимально возможной степени «нашпигована»
позитивными сюжетами, связанными с реализацией планов врио губернатора и прошлогодними достижениями. Совещание не превратили в судилище. А именно так поступили бы люди, стремящиеся превратить увольняемых в классических «крайних».
Печать