Политолог Борис Межуев для Telegram-канала НЕЗЫГАРЬ *(16.08.2024 г. Министерство юстиции РФ внесло в реестр иностранных агентов) – о политическом кейсе Акунина* и Быкова**.Если говорить откровенно, то в наказании господ Быкова** и Акунина* нет ничего особенно удивительного. Идет конфликт, который в России почему-то называется другим именем, но суть дела от этого не меняется.
Писатели, публично и открыто поддерживающие другую сторону, воспринимаются российской властью как предатели, или во всяком случае как враги. К этому добавляется еще и особая чувствительность российской власти конкретно к любым попыткам одобрения ударов по Крымскому мосту. Мы могли убедиться, что пранкеры добивались от обоих писателей выражения их позиции в отношении ударов по этой стратегически значимой коммуникации. Именно мягкая ирония по поводу этих ударов стала причиной ареста по обвинению в пособничестве терроризма политологу и общественному деятелю Борису Кагарлицкому**, слава Богу, выпущенному на свободу по решению суда.
Опять же - в этом ничего особо уникального: в США какому-то аналогичному наказанию мог бы подвергнуться чемпион мира по шахматам Роберт Фишер, выразивший одобрение теракту 11 сентября, если бы он вовремя не покинул страну. Между тем, было бы полным лицемерием считать случаи обоих писателей чем-то исключительным, вырывающимся из логики общей культурной политики.
К сожалению, эта культурная политика предельно размыта и не позволяет провести внятное различие между неприятием войны (по пацифистским, изоляционистским, общегуманистическим и иным соображениям) и сотрудничеством с военным противником России. Если бы подобную культурную политику определял бы автор этих строк, то подобное различие было сразу же сформулировано и стало бы принципом отношения к тем или иным публичным фигурам. Но, увы, ситуация иная.
С одной стороны, в легальном поле действует политик Григорий Явлинский, призывающий к прекращению огня, и ему, тем не менее, не закрыта возможность личного общения с президентом. С другой стороны, правые СМИ считают возможным обвинять философский факультет за то, что он разрешил лекцию в своих стенах историку моды, ранее осудившему СВО. Мы имеем ситуацию некоего баланса, неустойчивого равновесия, которое может сдвинуться и в ту, и в другую сторону. Увы, голоса ультра-правых звучат явно громче, и с этим не может не считаться российская власть, чутко реагирующая на настроения в обществе.
* - признан в РФ террористом и экстремистом
** - признан иноагентом в РФ
Печать