Политолог, эксперт Центра ПРИСП Николай Пономарев – о развитии туризма в Вологодской области. Когда речь заходит о развитии туризма на Северо-Западе Европейской России, чаще всего обывателю на ум приходят Петербург, Калининград, Новгород, Псков и Карелия. Все, лежащее за их приделами, среднестатистический россиянин автоматически относит либо к категории «Паноптикум: поп играет на балалайке в ванной», либо к разряду « - А как называется ваше село. – Загажено. – Да я вижу, что загажено, как называется село». Спору нет, всегда найдутся любители побывать в деревне Закусиха или селе Обжориха (просто ради фото с табличкой с названием). Однако в целом восприятие перспектив развития туризма за пределами «брендированных» городов вызывает у аудитории скепсис уровня «стал быть драться не умеет, и не может, и не хочет».
Однако имеется в этом правиле одно исключение – Вологодская область. И, что, самое удивительное, обеспечивается эта исключительность не Дедом Морозом единым. С упорством, достойным старой гвардии Наполеона и кадианских ударных частей, команда Олега Кувшинникова пытается «поднять туризм» в регионе за счет весьма не тривиальных решений. К 2027 году должна закончиться комплексная реставрация кремля в Вологде, в Череповце запускают проекты «промышленного туризма» на площадках крупнейших корпораций, в Великом Устюге планируется создание полноценного парка развлечений (как тебе такое, Микки Маус?!), аэропорт региональной столицы планируют превратить в Мекку для поклонников советского винтажа.
Отдельного внимания заслуживает вопрос о том, как вологжане ухитряются при этом спасать свое историческое наследие. Пример тому – проект по развитию туризма Тотьме. У этого города изначально был огромный туристический потенциал. Здесь по большей части сохранилась планировка и застройка прежних столетий (русское барокко, классицизм, эклектика, крестьянские дома, дворянские усадьбы, купеческие дома – есть локации на любой вкус), имеются 6 музеев, церкви, монастыри, ярмарки. Однако с 1990-х гг. Тотьма начала превращаться в «транспортный тупик», что почти на корню обрубило потенциал увеличения турпотока. И только с приходом команды Кувшинникова ситуация начала постепенно выправляться. Сейчас город даже претендует на роль столицы «Серебряного ожерелья России» на 2024 г.
Все это наглядно доказывает, что туризм можно успешно развивать даже на территориях, давно и прочно признанных бесперспективными для этого. Вопрос заключается лишь в степени компетентности управленцев и наличии мотивации.
Печать