Директор Центра прикладных исследований и программ (ПРИСП), член Правления РАПК Сергей Румянцев – о необходимости тиражирования опыта властей Вологодской области по борьбе с лесными пожарами.Начало мая традиционно ассоциируется у большинства россиян с выездом на дачу, шашлыками и походами в лес. Что объединяет все эти формы приятного времяпрепровождения? Огонь. Туристы жгут костры, дачники занимаются палом травы и избавляются от опавших листьев, любители жареного мяса заполняют углем проверенные временем мангалы. Закономерным следствием чего становится рост числа лесных пожаров. Для обывателей они ассоциируются с абстрактными «выгоревшими гектарами» или, в худшем случае, смогом. На практике огонь сметает целые поселки, жители которых одномоментно превращаются из вполне зажиточных граждан в нищих. О том, сколько людских жизней ежегодно уносят лесные пожары, некоторые россияне в принципе предпочитают не задумываться. Для справки: по информации за 2020 г., 8% погибших детей в России лишились жизни именно в огне пожаров.
Только 8 мая 2023 г. в 18 регионах России одновременно тушили 154 лесных пожаров. В одной лишь Курганской области за сутки огонь и дым унесли жизни 6 человек. В Абакане медики рекомендуют жителям столицы Хакассии не выходить на улицу: город накрыло дымом горящего леса. В Прибайкальском национальном парке туристы попытались сжечь снятого с одежды клеща. В итоге 36 гектаров леса превратились в пепел, головешки и братскую могилу для местной фауны.
Бесполезно искать, где не горит: к великому сожалению, косоруких идиотов, безответственных граждан можно найти в любом уголке нашей страны. Правильнее будет задать вопрос: где пожары научились быстро выявлять и ликвидировать, не дожидаясь превращения уголька в трехметровую стену пламени?
И на роль модельного региона в данном случае вполне подходит Вологодская область. Олег Кувшинников руководит регионом уже более 11 лет, и за это время его команда сумела выстроить полноценную систему борьбы с лесными пожарами.
Власти Вологодчины ежегодно утверждают сводный план тушения лесных пожаров. Который, в отличие от других регионов, составляется отнюдь не методом «копировать из старого документа – вставить в новый». Все причастные ведомства реально участвуют в планировании и постоянно совершенствуют систему с учетом опыта прошлого года. Пожары отслеживают не только с помощью наземного и авиационного патрулирования: в области работает система космического мониторинга «очагов возгорания». «Под ружьем» у Кувшинникова три с половиной тысячи огнеборцев и две тысячи единиц техники. С воздуха их всегда готовы поддержать арендованные вертолеты. Именно за счет этого за последние две недели в области были потушены пять лесных пожаров. Причем время их ликвидации составляло от трех с половиной до семи часов. Т.е. проблема устранялась буквально в ритме вальса.
Все это написано не для того, чтобы убедить публику в том, что Кувшинников – молодец (хотя после известий о сметенных огнем поселках в других регионах его нельзя не похвалить). Позитивный опыт Вологодской области должен быть скопирован и растиражирован в других регионах. В противном случае следующие майские праздники вновь будут отмечены кадрами локального апокалипсиса на экранах телевизоров.
Печать