Политтехнолог, руководитель «Дубравский Консалтинг» Павел Дубравский – о том, какую страну в США считают своим главным политическим оппонентом.В России в публичном поле постулируется идея, что РФ — главный политический оппонент США. Это не совсем так. Конечно, риторика обеих стран как никогда напряжённая. Но даже это не делает Россию ключевым оппонентом. На протяжении последних пяти лет США думает только об одной стране больше, чем о других — Китае. Предлагаю рассмотреть три ключевые позиции в защиту этого утверждения.
1. Ещё в 2022 году была опубликована Стратегия национальной безопасности, где Россия хоть и упоминается, но соперником №1 назван Китай. Американская сторона давно интересуется «китайским драконом», а Россию воспринимает лишь как одного из мировых игроков. По крайне мере, такой вывод можно сделать на основе одного из ключевых документов в международной политике Штатов.
Согласно этой стратегии, Россию США должны сдерживать из-за её, цитата, «опасной политики». А вот с Китаем дела обстоят иначе. США признают лидирующую роль этой страны и её возможность влиять на глобальную политику и экономику, на другие страны. Китай воспринимается как прямой оппонент американскому глобальному влиянию, а вот Россия — нет.
Если верить документу, ближайшие 10 лет станут ключевыми в этом противостоянии. Особое внимание уделяется технологическому и военному паритету, идеологическому.
2. Новый комитет в Палате представителей посвящён стратегическому противостоянию с Китаем. Задача комитета — исследовать технологии и военную мощь Китая, его влияние на международную политику. По результатам работы предполагается, что комитет подготовит рекомендации по работе в этом направлении для американского государства. Комитета по изучению России в Палате представителей нет.
3. Республиканское большинство в Палате представителей и часть коллег по Демократической партии рассматривают противостояние с Китаем, как новый виток Холодной войны.
Напомню, что робкие попытки создать Комитет, посвящённый Китаю, были ещё во время 116 созыва (2019-2021 годы). Тогда Республиканцам не удалось договориться с Нэнси Пелоси, и они выбрали другую стратегию — сотрудничать по ключевым инициативам по сдерживанию Китая. Лидером антикитайской группы выступил Майкл Маккоул, которому удалось договориться с демократами по многим вопросам о поддержке Тайваня. Кульминацией стала поездка спикера Палаты представителей Нэнси Пелоси на Тайвань, несмотря на все возможные угрозы её жизни.
Ещё до промежуточных выборов Республиканская партия опубликовала аналог своей предвыборной программы, где ключевую роль играло противостояние с Китаем. После неуверенной победы на выборах и создания Комитета по расследованию китайского влияния Республиканцы снова вспомнили о концепции Холодной войны, только в этот раз в отношении Китая.
И финальное - о будущем американо-китайских отношений. Нынешний Спикер Палаты представителей Кевин Маккарти так и заявил: «Мы заперты с Китаем в Холодной войне. Мы должны победить».
Печать