26 октября в Аргентине состоятся парламентские выборы. Основные политические силы, которые имеют шансы набрать наибольшее количество голосов – партия президента Хавьера Милея и оппозиционная неоперонистская партия. Особенность выборов заключается в том, что меняется не весь корпус палаты депутатов и сената, а лишь их часть, поэтому партия власти и при проигрыше рискует меньше, чем оппозиция, которая, даже выиграв выборы, может лишь незначительно нарастить свой вес в парламенте, указывают эксперты НОМ. В последнее время рейтинг президента снижается из-за экономических проблем и коррупционных скандалов, поэтому, несмотря на поддержку партии Милея со стороны США, его партия в лучшем случае сможет сохранить действующее соотношение голосов в парламенте, считают эксперты.
Парламентские выборы проводятся в Аргентине раз в два года. На выборах 26 октября будет избираться половина палаты депутатов сроком на четыре года – 127 мест из 257, и треть сената на шесть лет – 24 места из 72, рассказала старший научный сотрудник Института Латинской Америки РАН Илона Гриценко. Каждый округ изберет трех сенаторов: двух от силы, получившей большинство, и одного от первого меньшинства. Срок полномочий в сенате составляет шесть лет.
Профессор Санкт-Петербургского государственного университета, главный научный сотрудник Института Латинской Америки РАН, доктор исторических наук Виктор Хейфец перечислил политические силы, которые могут рассчитывать на определенные голоса избирателей на этих парламентских выборах. «Во-первых, это партия «Свобода наступает» («La Libertad Avanza»). Это партия президента Хавьера Милея и часть бывшей правой партии ПРО. Они сейчас коалиция. Во-вторых, это «Сила Родины» («Fuerza Patria») (неоперонисты). По сути, это разные крылья когда-то единого, но теперь уже давно распавшегося зонтичного конгломерата движений. Только что они выиграли выборы в провинции Буэнос-Айрес в сентябре, и это им дало второе дыхание. Третьи, с очень серьезным отрывом, Альянс губернаторов – «Provincias Unidas» - Объединённые провинции - они себя подают как центристская сила. И четвертые, с еще большим отрывом, - «Левый фронт», но у них по рейтингам буквально от 3 до 5 %. «Provincias Unidas» где-то 6-7% процентов», - рассказал он. Основную сумму голосов между собой могут разделить «La Libertad Avanza» и неоперонисты: по разным оценкам, от 35-42% имеют каждая из них, добавил эксперт.
Эти выборы являются промежуточными: соответственно для правительства и для оппозиции эти выборы имеют немного разную значимость, пояснил В.Хейфец. «К примеру, из тех мест, которыми располагает партия Милея в Сенате и в Палате депутатов, обновляется лишь небольшая часть. Соответственно, даже при кардинальном проигрыше они меньше рискуют, чем оппозиция, которая может выиграть выборы. Но при этом большее количество мест ее депутатов сейчас разыгрываться. И даже выиграв выборы, оппозиция может лишь незначительно нарастить свой вес в парламенте. Тогда как партия Милея, выиграв, может нарастить его существенно - это особенность промежуточных выборов», - подчеркивает эксперт.
Партия президента Хавьера Милея «La Libertad Avanza», выступит вместе с правоцентристской партией PRO: у последней собственные кандидаты будут только в трех провинциях – Кордове, Рио-Негро и Санта-Крус, указала И.Гриценко. «Главе государства необходимо расширить свое присутствие в конгрессе, чтобы претворять в жизнь свои проекты с меньшими препонами. В противном случае из-за сопротивления оппозиции его радикальная экономическая программа рискует обернуться полумерами, что не только разочарует избирателей Милея, но и не даст заявленных экономических результатов. Х. Милей продолжает заявленный курс либерализации экономики и ее открытия для иностранного капитала, резкого сокращения бюджетных расходов, снижения государственного участия в экономике для повышения эффективности и обуздания инфляции», - рассказала она.
Перонизм, в нынешней ипостаси оппозиционной силы, представлен коалицией «Fuerza Patria», связанной с именами экс-президента Кристины Фернандес де Киршнер, Серхио Массы и Акселя Кисильофа. «Слоган FP – «Сила, необходимая чтобы остановить Милея». Предвыборная программа строится на антагонизме действующей власти и разъяснении негативных последствий нынешней политики, которые, по мнению перонистов, ожидают Аргентину, если ей не воспрепятствовать. В широком смысле FP выступает за патерналистское государство», - пояснила эксперт.
Данные опросов общественного мнения в преддверии выборов в Аргентине разнятся, однако большинство из них демонстрирует падение рейтинга действующей власти относительно замеров полугодичной давности – такие данные привела И.Гриценко. «По усредненным данным опросов, посчитанным испанской El País, LLA лидирует с небольшим отрывом, набирая 36,7% голосов против 34,8% у FP. Как видно, предполагаемый разрыв составляет менее 2%, тогда как ранее сила Х. Милея опережала перонизм на 10%. Падение рейтинга президента также заметно по замерам положительного и негативного имиджа: на данный момент рейтинг президента находится на самом низком уровне за год, что связано с рядом коррупционных скандалов и недавним ухудшением финансовой обстановки», - указала она. Тем не менее, как не раз показывали результаты различных выборов последних лет, данные опросов отнюдь не всегда точно отражают поведение электората на самом голосовании, особенно в ситуациях, когда голоса распределяются между главными политсилами примерно поровну, добавила И.Гриценко.
По партии Милея ударили даже не экономические проблемы - это как раз его избиратели готовы были простить - а то, что прошел ряд коррупционных скандалов, в которые оказались замешаны близкие к Милею люди, считает В.Хейфец. «Именно это привело к проигрышу партии Милея на выборах в провинции Буэнос-Айрес в сентябре. И именно это способствует снижению рейтингов коалиции Милея на нынешних выборах», - отмечает эксперт.
Эти выборы станут проверкой на прочность нового президента: если на начало избирательной кампании Милей и его партия, его коалиция шли с уверенным отрывом процентов 10-15, то сейчас, по оценкам многих социологов, разрыв будет от трех до четырех, может, от трех до пяти процентов, предполагает В.Хейфец. «То есть шансы практически сравнялись. А это означает, что решительного одобрения курса президента Милея, скорее всего, на этих выборах не будет - будет, в лучшем случае, подтверждение сохранения имеющегося соотношения голосов», - прогнозирует эксперт. Разгромную победу над позицией Милею ждать не приходится - он так и не смог консолидировать в достаточной степени электорат, однако при этом смог консолидировать молодежь, которая является основной частью его электората: у оппозиции, напротив, основная часть голосов - люди 39 до 50 лет, подчеркивает В.Хейфец.
Ощутима политическая и финансовая поддержка, которую Соединенные Штаты во главе с Дональдом Трампом оказывают Х. Милею в преддверии выборов: это может как стимулировать избирателей поддержать действующую власть, так и оттолкнуть их, поскольку неприятие Вашингтона и МВФ у немалой части аргентинского населения велико, подчеркивает И.Гриценко. «Хавьер Милей – яркий харизматический лидер, получивший широкое признание среди аргентинцев, но одновременно вызывающий не меньшее отторжение у другой части населения, что явно не способствует снижению политической поляризации в стране», - полагает она.
Х. Милей в течение первой половины своего мандата уже столкнулся с противостоянием парламента предпринимаемым им мерам, которое преодолевалось за счет выстраивания политических альянсов, некоторых уступок в части радикальности законов, изданием чрезвычайных президентских декретов, которые вступают в силу без предварительного одобрения конгрессом, и наложением президентских вето, напомнила эксперт. «На нынешних выборах действующие власти находятся скорее в выигрыше по сравнению с предыдущим периодом, поскольку у их сенаторов срок полномочий еще не закончен, а из депутатов их коалиции переизбирается менее четверти. В этой связи речь идет скорее об увеличении представительства в парламенте по сравнению с предыдущим периодом. Тем не менее, после выборов возможны изменения в ситуативных политических альянсах», - полагает И.Гриценко.
При этом, согласно недавним социологическим исследованиям, аргентинцев больше всего беспокоят безработица (50% респондентов), бедность и социальное неравенство (43%), преступность и насилие (40%) – такие данные приводит эксперт. «Инфляция, часто бывшая в топе, находится в этом списке на четвертом месте. Эти данные хорошо отражают последние тенденции: инфляция действительно снизилась и меньше беспокоит граждан страны, в то время как озабоченность проблемой безработицы подкрепляется данными статистики о росте неформальной занятости по сравнению с формальной при более-менее стабильном числовом значении безработицы», - говорит И.Гриценко.
Внешняя политика страны по итогам выборов не будет меняться: это не президентские, а парламентские, и в любом случае, внешнюю политику определять будет, прежде всего, президент, напоминает В.Хейфец. «А Милей пока что президентом останется, даже если его партия вдруг потерпит поражение. Поражение вполне возможно, но разгрома, по-моему, ждать не приходится», - прогнозирует эксперт. Противостояние парламента и президента имеет место быть, поскольку парламент нередко не одобряет президентские инициативы, и если перонистам удастся нарастить число своих депутатских мест, им это станет легче противостоять президенту, отмечает В.Хейфец. «Но для Милея на этот случай есть потенциальный союзник - центристский блок Объединенной провинции, с которыми он пытается вести негласные переговоры», -
По мнению И.Гриценко, во внешней политике по итогам выборов возможны бОльшие уступки Вашингтону, связанные с ростом финансовой зависимости Аргентины, особенно в части сокращения сотрудничества с Китаем. В то же время во внутренней политике Х. Милей будет продолжать свой курс настолько, насколько возможно, полагает она. «Необходимость сохранения политических альянсов может отразиться в поиске более сбалансированной позиции и снижении радикальности принимаемых мер», - отмечает она.
Печать