Фото с сайта:
sevastopol.su
Арест заместителя начальника Генштаба ВС РФ генерал-лейтенанта Вадима Шамарина, возглавлявшего главное управления связи ВС РФ, — верный знак того, что власти «наконец-то обратили внимание на самое слабое звено в Минобороны», сообщил ForPost политолог Сергей Марков.
«По общему мнению военных экспертов, одна из самых слабых позиций — это проблема связи. А связь — это не просто связь между бойцами, между штабами. Связь — это вопрос наведения ракетных ударов, наведения артиллерийских ударов. Связь — это защита наших бойцов, нашей военной техники от ударов противника. Это всё — связь. И у нас она недостаточно эффективная.
Дело Шамарина показало, что занялись не только антикоррупционной чисткой, но и аудитом. Почему получилось так? На связь выделяли огромные деньги, а связь оказалась слабым местом. Задача команды нового министра обороны понять, что было сделано неэффективно», — сказал ForPost Марков.
Масштаб озвученной проблемы коротким анекдотом обозначила главред RT Маргарита Симоньян:
«Утренние разговоры знакомых в московских гостиных:
— Слышал, военного начальника по связи арестовали?
— А чего ты удивляешься? Ты вчера на ''Озоне'' купила рации, чтобы за ленту отправить».
Напомним, Шамарина подозревают в получении крупной взятки. Речь идёт о сумме, превышающей 1 млн рублей. Генералу грозит лишение свободы на срок до 15 лет.
Официальный представитель Кремля Дмитрий Песков отметил, что «идёт последовательная работа по борьбе с коррупцией»:
«Ни о какой кампанейщине здесь, конечно, речи не идёт».
Аналогичного мнения придерживается полковник, военный эксперт Михаил Тимошенко.
«Почему стали массово генералов у нас задерживать? Просто руки дошли», — сказал ForPost Тимошенко.
Напомним, ранее по подозрению в получении взятки в особо крупном размере был арестован замминистра обороны Тимур Иванов. Позже задержали начальника Главного управления кадров Минобороны РФ генерал-лейтенанта Юрия Кузнецова — также по подозрению в получении особо крупной взятки.
Наделал много шума арест бывшего командующего 58-й армией, генерал-майора Ивана Попова. Его обвиняют в хищении металлоконструкций. За боевого генерала «рвут» военкоры и военные.
«Думаю, те, кто принимает решение об аресте, мало прислушиваются к военкорам. Это не их дело. Их дело — проводить обыски, раскапывать коррупционные схемы и так далее. А вот на политическом уровне — министра обороны, начальника Генштаба и президента — к мнению военкоров и военблогеров прислушиваются. Почему? Потому что это мнение воюющей армии. Военкоры просто его выражают», — считает Марков.
Борьба за должность Герасимова?Не все эксперты считают, что арест генералов — «часть последовательной работы».
«Два последних ареста — генералов Попова и Шамарина — связаны скорее не с Шойгу (бывшим министром обороны), а с главой Генштаба Герасимовым. Генерал Иван Попов считался ''личным врагом'' Герасимова. Попов открыло критиковал Генштаб и поддерживал Пригожина (основателя ЧВК ''Вагнер''). Арест генерала скорее должен был продемонстрировать единоначалие и нетерпимость к публичной критике. Арест генерала Шамарина, наоборот, бьёт по репутации Герасимова, так как начальник Генштаба до последнего дня защищал своего заместителя и считал его членом своей команды. Аресты генералов таким образом могут демонстрировать жёсткий конфликт и борьбу за место начальника Генштаба, а более того — за место руководителя СВО», — ссылается на экспертов телеграм-канал Брифинг.
Политолог Серей Марков также не исключает, что события могут развиваться по такому сценарию.
«Борьба хищников была всегда, при любых обстоятельствах. Ушёл вожак стаи (Шойгу). Она ослабла. Естественно, другие стаи набрасываются. Это всегда так бывает, и в этом случае (смена руководства в Минобороны) — тоже. За большие позиции, типа начальника Генштаба, всегда идёт борьба. Она не прекращается», — считает наш собеседник.
Есть и другое мнение. Например, некоторые военкоры считают, что аресты Шамарина и Попова не звенья одной цепи.
«В отличие от Шамарина, Попов пользовался в армии уважением, он озвучивал начальству открыто ситуацию с недоснабжением. Может быть, мстят те, кого он обвинял и против кого теперь возбуждают дела по коррупции», — пишет телеграм-канал Brief со слов неназванного военкора.
Шашлык или котлета де воляй?В центре внимания оказалась не только борьба за власть, но и роскошная генеральская жизнь. Например, в соцсетях активно обсуждают имущество задержанного генерала Вадима Шамарина и его супруги.
«Недвижимость площадью 82 квадрата расположена в 15-этажном доме. Там Шамарин живёт вместе с женой и сыном. У Елизаветы — Mercedes-Benz GLE Coupe AMG 53 AMG II (C167) 2021 года. Цена — примерно 11,5 млн рублей. Автомобили женщина меняла каждые три года — покупала всё престижнее и престижнее. Сначала была Toyota FunCargo 2000, затем — Toyota RAV4 2013 года, а в декабре 2022-го женщина купила Mercedes», — сказано в сообщении телеграм-канала Mash.
Согласно данным деклараций, с 2011 по 2018 годы, на которые ссылаются РИА Новости, доход семьи Шамарина не превышал 3,1 миллиона рублей в год. Соответственно, откуда автомобиль стоимостью в 11,5 млн, непонятно.
Ещё богаче жил экс-замминистра обороны Тимур Иванов и его жена, которые в роскошных нарядах часто появлялись на светских мероприятиях, не стесняясь публично демонстрировать свой уровень достатка. Политолог Сергей Марков сравнил образ жизни генерала с графским.
«Тимур Иванов жил, как граф какой-то дореволюционный, как аристократ какой-то. Налицо не только коррупция, но и дискредитация государственных наград. Когда выяснилось, что у Тимура Иванова мешки наград, хранящиеся во дворцах, стало понятно, что ситуация с коррупцией зашла очень-очень далеко. Налицо коррупция, выходящая за пределы разумного. Они (генералы) бьются в коррупционной истерике», — считает Марков.
Он уверен: некоторые генералы стали жить на широкую ногу, так как раньше «не было возможности проводить в рядах Минобороны чистку». Они были убеждены, что им всё сойдет с рук, считает наш собеседник.
«Когда удалось отразить наступление украинской армии, разгромить его, появилась политическая возможность заняться чисткой. Она идёт по двум основным направлениям: борьба с коррупцией и повышение эффективности российской армии», — уточнил Марков.
В свою очередь, полковник, военный эксперт Михаил Тимошенко считает, что действующая система аутсорсинга в российской армии может «способствовать росту коррупции».
«С моей точки зрения, система заказов немного странноватая. Она этому (коррупции) способствует. Удержаться могут не все», — выразил точку зрения наш собеседник.
Он считает, что подвержены соблазну больших денег «гражданские генералы». Арестованный экс-замминистра обороны Тимур Иванов в их числе, уточнил эксперт.
«При текущей организации армейской службы воровать, конечно, можно, но отнюдь не в таких объёмах. Кто из этих генералов, как вы их называете, носил золотые звезды? Не белые чиновники, а золотые — армейские? Тимур Иванов — гражданский чиновник. Отличились в основном тыловые генералы, а не боевые», — отметил Тимошенко.
Марков уточнил: аналогичная коррупция «существует и в США». Правда, она «упакована немного лучше, чем наша».
«Американская коррупция похожа на котлету де воляй под устричным соусом. У нас коррупция выглядит как жареный шашлык. А по сути, и то, и другое — кусок жареного мяса», — уточнил политолог.
Почему генералы живут на широкую ногу?Военный эксперт Михаил Тимошенко уверен: далеко не всех генералов постиг недуг коррупции. В качестве примера он привёл арестованного Ивана Попова, у которого, по данным его адвоката Сергея Буйновского, «нет ничего, кроме квартиры, выданной Министерством обороны, и двух неосвоенных земельных участков».
Поэтому эксперты сомневаются, что Попов может быть причастен к хищению металлоконструкций и заступаются за него.
«СВО (специальная военная операция) как-то плавно превращается в СКРО (специальную контрразведывательную операцию). Что тоже неплохо. Демонтаж системы рублёвских и — как следствие, паркетных — генералов важен не менее денацификации и демилитаризации Украины. Почему контрразведывательную? Да потому что там, где коррупция и взятки, там — предательство», — резюмировал военкор Семён Пегов.
Роберт Вочовский
Печать