Член СПЧ, председатель Ассоциации «Независимый общественный мониторинг» Александр Брод оценил уровень защиты российской электоральной системы от внешнего влияния и рассказал, как общественники намерены оберегать прозрачность и честность президентских выборов.— Александр Семенович, ожидаете ли вы вмешательства в выборы? Какие недружественные нам страны и политические акторы могут захотеть этого вмешательства?— Уже в течение года мы отмечаем выступления и заявления различных европейских и американских политиков о непризнании предстоящих выборов в России, они высказывают сомнения в их легитимности. Недавно подобное заявление прозвучало с площадки Совета Европы. Так, бывший глава МИД Эстонии выступил с тем, чтобы не дать возможность за рубежом лицам, имеющим российские паспорта, проголосовать на выборах президента на базе дипломатических и консульских учреждений. Не случайно российское внешнеполитическое ведомство назвало эту риторику пещерной русофобией.
— Вы полагаете, что такое давление будет усиливаться?
— Безусловно. Мы видим, что чем дальше идет предвыборная кампания, тем больше этой ненависти, этой агрессии. Мы отмечаем и не только информационные выпады. Есть откровенные призывы к экстремистским действиям – в частности, от одного бывшего депутата Госдумы, который сейчас находится за рубежом. В недружественных странах создаются различные коалиции, звучат призывы портить бюллетени, голосовать за определенных кандидатов. Эти и другие подобные технологии будут применяться и дальше, весь этот инструментарий нам известен.
Наверняка мы столкнемся и с тем, что снова будут запугивать членов избирательных комиссий, особенно в новых регионах. И, конечно же, есть тревога по поводу голосования за рубежом. Однако опыт нашей избирательной системы и института общественного контроля уже показал устойчивость на фоне этого информационно-политического давления. Эксперты, которые взаимодействуют с ассоциацией «Независимый общественный мониторинг», с Общественной палатой РФ, эксперты общественных штабов в регионах будут вести мониторинг информационных атак, анализировать в случае ее появления недостоверную информацию, оперативно реагировать и опровергать наветы и клевету.
Поэтому, думаю, нам удастся безболезненно пройти через эти потоки лжи и провокаций, и выборы пройдут четко и прозрачно.
— Какие дополнительные усилия будут применяться для этого?
— У нас предусмотрены специальные семинары, будут дополнительные доклады, посвященные анализу информационного давления, изучению «анатомии фейка» – где они производятся, какие стандарты используются при производстве фейковой информации. И наблюдатели, и эксперты прошли уже не одну избирательную кампанию при таком давлении, и, повторюсь, мы показали восприимчивость и устойчивость на фоне подобного давления. Так что особой тревоги относительно информационного влияния на выборы у меня нет.
— Как известно, на предстоящих выборах будет применяться дистанционное электронное голосование. Насколько российская избирательная система защищена в техническом плане?— Дистанционное электронное голосование применяется уже не первую избирательную кампанию. За это время мы отмечали минимальное количество сбоев. Сайты избирательных комиссий и профильных экспертных организаций подвергались атакам, поэтому все понимают уровень угрозы. Технические специалисты работают над защитой электронных ресурсов, в том числе и дистанционного электронного голосования. Проводятся общероссийские тренировки ДЭГ, проверяется уровень всех защит для того, чтобы обеспечить сохранность персональных данных и исключить сбои. Это безусловный приоритет организаторов выборов.
Ранее опубликовано на: https://fedpress.ru/interview/3290176
Печать