Электоральный юрист, исполнительный директор Фонда социальных инноваций в гражданском обществе «Генезис», член правления РАПК, эксперт Центра ПРИСП Олег Захаров – об объективности технологии дистанционного электронного голосования. Практика использования ДЭГ на выборах показывает свою абсолютную нелинейность: онлайн-голосование не всегда приносит уверенную победу кандидату. На примере Ярославской области, в 2020 году ощущался явный упор в агитации [руководителя профсоюза игроков КХЛ Андрея] Коваленко в сторону онлайн-избирателей. Он призывал их не просто проголосовать за него, а сделать это именно дистанционно, в то время как занявший второе место кандидат [от «Справедливой России» Анатолий] Лисицын и его штаб скептически относились к ДЭГ и призывали своих избирателей голосовать исключительно на обычных участках.
Тогда на довыборах в Госдуму Коваленко набрал в ДЭГ гораздо больший процент, чем на участках. Общий процент за Коваленко, получившего мандат, составил 40,27 %, а в ДЭГ – 51,67 %. На парламентских выборах 2021 года ситуация с ДЭГ в Ярославле существенно изменилась. Несмотря на общий рост голосов в ДЭГ за Коваленко, голоса, поданные за его конкурента на участках, обеспечили последнему победу в округе.
На примере одного региона в электоральной динамике сразу видно, что нелинейное сочетание различных факторов дает ДЭГ разный эффект в сочетании с обычным голосованием. На эти факторы участники выборов могут влиять, увеличивая свои шансы на победу, и это куда как более разумно, чем бойкотировать ДЭГ и отрицать прогресс и развитие технологий.
Нелинейность ДЭГ является лучшим доказательством его объективности. Ведь непредсказуемый результат в предсказуемой процедуре – это и есть самая суть демократии.
Материал полностью на: https://fedpress.ru/news/77/society/3288102
Печать