Свыше 26 тыс. дискредитирующих материалов о российской избирательной системе было выявлено с 1 марта 2023 года в соцсетях и телеграм-каналах, рассказали «Известиям» в «Независимом общественном мониторинге» (НОМ). Причем речь идет только об исходных сообщениях: при учете репостов цифра увеличится на 15–20%. Эксперты предупреждают, что чаще всего под влияние попадает более молодая аудитория, но это проблема далеко не только России. Чем опасны ложные публикации о выборах и как власть пытается им противостоять — в материале «Известий».
Социальное влияние
Активность информационных атак на российские выборы не только участилась перед единым днем голосования, но и обрела новые формы давления в онлайн-среде, рассказали «Известиям» в ассоциации «Независимый общественный мониторинг», которая ежегодно осуществляет наблюдение за выборами различного уровня. На этом фоне в НОМ подготовили доклад о ситуации с фейками вокруг избирательной системы, основываясь на анализе социальных медиа.
— Интенсивность информационного давления с начала подготовки к единому дню голосования 2023 года не снижалась ниже уровня 100 сообщений в день. Пики искусственно создаваемой негативной информационной активности, направленной на дискредитацию выборов в России, совпадали с ключевыми событиями избирательного процесса — принятием решений о проведении ДЭГ (дистанционного электронного голосования. — «Известия»), внесением изменений в избирательное законодательство, процедурой выдвижения и регистрации кандидатов, — следует из доклада, имеющегося в распоряжении «Известий», который представят на круглом столе о противодействии информационному вмешательству и фейкам 31 августа.
Всего с 1 марта 2023 года в телеграм-каналах и основных российских социальных сетях было размещено более 26 тыс. «оригинальных сообщений» (не скопированных и не дублирующих друг друга. — «Известия») о негативном образе нашей избирательной системы. Они, как правило, содержат необоснованную критику процедур проведения выборов или голословные обвинения в адрес избиркомов. В марте зафиксировали около 7 тыс. таких сообщений, в апреле — 2,9 тыс., в мае — 7,8 тыс., в июне — более 3 тыс., июле — 5,4 тыс., августе — свыше 3 тыс. фейков. Причем если учитывать репосты, то цифра увеличится на 15–20%, утверждают авторы доклада.
— В течение пяти лет ассоциация тщательно исследует медиа- и интернет-сферу на предмет выявления методов дискредитации сферы российских выборов. Очередной доклад отличается от предыдущих тем, что он исследует актуальные приемы дискредитации в том числе избирательного процесса в новых регионах. Впервые авторы доклада подключили к анализу текстов психолингвистов. Более тщательно проработаны адресные рекомендации противодействия фейкам и провокациям, — сказал «Известиям» председатель НОМ, член СПЧ
Александр Брод.
Свои опасения по увеличению хакерских атак к выборам ранее высказывала и глава ЦИК России Элла Памфилова. Особенно она отметила нарастание этой тенденции с приближением федеральной президентской кампании в 2024 году. В Центризбиркоме уже ищут пути решения: комиссию ранее заинтересовал опыт Бразилии в работе с соцсетями во время выборов президента в 2022-м. Тогда у латиноамериканской страны были установлены партнерства с рядом социальных сетей и мессенджеров для борьбы с дезинформацией. «Известия» направили запрос в Центризбирком о способах противодействию фейкам и готовности избирательной системы к возможным атакам.
Справка «Известий»
Единый день голосования пройдет в России 10 сентября. В 54 регионах ожидается 78 избирательных кампаний. Будет замещено более 34 тыс. мандатов. Впервые в нем примут участие Донецкая и Луганская народные республики, а также Запорожская и Херсонская области. ДЭГ в общей сложности доступно в 25 регионах РФ. Проголосовать онлайн можно на портале vybory.gov.ru, для граждан с пропиской в Москве — на портале mos.ru. Все участники ДЭГ должны зарегистрироваться на портале «Госуслуги» и иметь подтвержденную учетную запись. Именно на «Госуслугах» нужно подать заявление об участии в ДЭГ, москвичам это делать не надо. ДЭГ в этом году станет рекордным и по количеству часовых поясов — их будет пять.
Пошаговая схема
Кампания по производству фейков и их распространению, как правило, состоит из нескольких этапов, пояснил «Известиям» первый зампред комиссии по СМИ и массовым коммуникациям Общественной палаты РФ (ОП)
Александр Малькевич. Сперва авторы фейков стараются подчеркнуть якобы недемократичность и репрессивность избирательных норм в России. Затем делают акцент на намеренном недопуске оппозиционных кандидатов к участию в выборах. После заявляют о неравных условиях для агитации на телевидении, а также в наружной рекламе.
— Во время голосования избирателям сообщают о многочисленных «нарушениях» на участках. В соцсетях и мессенджерах появляются фейки о вбросах, принудительном голосовании и рисовке «правильных» цифр. К анализу итогов выборов приступают разнообразные «социологи», «демографы» и «аналитики». Они с помощью различных инструментов якобы подтверждают фейки о массовых нарушениях во время выборов. Например, сообщают о «достоверных» цифрах, которые «скрывает власть», используя данные «независимых экзитполов» и «независимых соцопросов», — сказал Александр Малькевич.
У фейк-кампании, как политической технологии, есть определенные цели и задачи. К примеру, предвыборные вбросы могут негативно сказаться на явке, подорвать доверие избирателей, а также дискредитировать новые формы голосования. Авторы подобных инструментов также рассчитывают раскачать общественную напряженность, пытаются подорвать легитимность институтов власти и дискредитировать государство на международной арене.
— Слепой веры у большинства россиян нет, но многократные массированные повторения оставляют негативный осадок. Это игра вдолгую, попытка зародить недоверие, построенная на психологии. Даже если сам человек видит, что нет никаких нарушений, но из медиаполя ему кричат, что они есть, он начинает сомневаться. Особенную опасность это представляет для людей, жизненный опыт которых еще невелик, — поэтому так активно дискредитаторы работают с молодой аудиторией, — сказал «Известиям» исполнительный директор «Центра общественно-политических проектов и коммуникаций», доцент кафедры политологии МПГУ Никита Тюков.
Он напомнил, что, по данным ВЦИОМа, более половины россиян получают информацию только через социальные сети, а среди граждан моложе 30 лет эта цифра достигает 80%. Впрочем, баланс между свободой высказывания в соцсетях и манипуляцией общественным мнением — проблема не только России. Технологии, используемые в деструктивных целях, воздействуют на общество и в Европе, и в США, уточнил он. Среди последних ярких примеров использования фейков в СМИ и соцсетях — случай, произошедший в марте 2023 года. Тогда в Сети стали активно распространяться снимки якобы «силового ареста» бывшего хозяина Белого дома Дональда Трампа. На фальшивых фотографиях республиканец убегает от полицейских и сопротивляется задержанию. Впрочем, позднее стало известно, что эти кадры были недостоверны.
Печать