Дистанционное электронное голосования (ДЭГ) на выборах – большой шаг к демократизации выборов в стране. Наблюдать за ходом процедуры и проверить корректность учёта своего голоса может любой желающий, даже с домашнего компьютера. При этом сквозная криптография, на которой построен ДЭГ, не позволит вмешаться в систему, не оставив следа. Эти темы обсудили на сессии Форума безопасного интернета в четверг вечером.
По словам модератора сессии, члена ОП РФ, исполнительного директора НОМ Алёны Булгаковой, дискуссия вокруг дистанционного электронного голосования разворачивается уже не в ключе «нужно ли его внедрять или нет», а в контексте «как расширить возможности общественного контроля и отразить их на законодательном уровне». «Нашим очень значимым достижением стало то, что законодатель услышал голос общественных деятелей и экспертов, включив в федеральный закон о выборах необходимость общественного контроля за ДЭГ. Технология способствует оптимизации избирательного процесса, его большей доступности для избирателей и борьбе с абсентеизмом», – подчеркнула исполнительный директор НОМ.
По словам IT-эксперта, эксперта в области систем Интернета вещей Олега Артамонова, утверждение, что ДЭГ – это «чёрный ящик», разрушается с каждым годом. С 2020 года каждый человек имеет возможность лично поучаствовать в контроле за работой федеральной системы электронного голосования: и с домашнего компьютера, и в составе технической группы на площадке ОП РФ, и в ТИК ДЭГ. На любом уровне наблюдения, подчеркнул эксперт, можно лично убедиться, есть ли какие-либо аномальные изменения в динамике голосов.
Как сообщил О. Артамонов, чтобы расширить число участников наблюдения, для партий, общественных деятелей и всех желающих проводятся специальные тренировки и вебинары. «Часто критика ДЭГ строится на том, что это сложно. Да, система электронного голосования – действительно, сложная вещь. Объяснить на бытовом уровне, что такое квантовая физика, также практически невозможно, однако это не отменяет того факта, что её метрики позволяют дать точные прогнозы и описание нашего мира», – привёл пример эксперт.
Олег Артамонов подчеркнул, что к наблюдению за электронным голосованием «нужно привлекать всех IT-специалистов страны», которых в стране сотни тысяч человек. «Вы можете не доверять партиям, а попробовать лично поучаствовать в процессе наблюдения: все возможности для этого есть», - обратился к коллегам по IT-отрасли эксперт.
На сессии о дистанционном электронном голосовании много говорили и о преимуществах технологии. По словам декана факультета социально-политических наук Ярославского госуниверситета им. П.Г. Демидова, члена ТИК ДЭГ прошлых лет Татьяны Акоповой, чем регион одним из первых начал внедрять технологию на выборах, возможность проголосовать онлайн несёт большое социальное и гуманитарное назначение. Принять участие в выборах, можно не отходя от дел и в любое удобное время суток (в том числе и ночью). «По нашим наблюдениям, дистанционное электронное голосование повышает явку избирателей от трёх до пяти процентов в тех регионах, где оно применяется. Молодым людям особенно удобен и понятен этот формат голосования», – отметила Т. Акопова.
Эксперт также сообщила, что российский ДЭГ получает признание и высокую оценку со стороны зарубежных экспертов: «С нашей системой знакомились специалисты из стран Латинской Америки и Африки. Они были удивлены способами защиты технологии и теми возможностями, которые она предоставляет».
На сессии также был представлен опыт наблюдения за электронным голосованием, который Москва проводила на собственной технической платформе. Как рассказал член ОП РФ Вадим Ковалёв, для всех жителей столицы работал специальный сайт, который отражал процесс голосования. Если человек понимал основы программирования, он мог также подключиться к ноде (node) блокчейна, которая показывала сохранность и неизменность всех транзакций. Вместе с тем ход голосования транслировался на цифровых панелях в московском штабе общественного наблюдения, куда мог попасть любой желающий.
Печать