Сбитый американцами китайский аэрозонд взбодрил не только информационную повестку, но и историческую память. Российские специалисты поделились со «Стимулом» информацией о волнах борьбы с разведывательными воздушными шарами во время холодной войны и о «противоядии» — самолете М-17 «Стратосфера».
С 28 января по 4 февраля мир следил за полетом аэрозонда над США. Когда из-за блудного аэростата был отменен визит госсекретаря США Энтони Блинкена в Китай, эта тема чуть не отодвинула в мировой новостной повестке ситуацию на Украине, а по накалу насмешек и количеству карикатур соперничала с некоторыми номерами французского журнала «Шарли Эбдо». Некоторые эксперты указали на преувеличенное внимание к этому событию, сравнив его с актом информационной войны против Китая и поставив в ряд с пробиркой Колина Пауэлла, которой он потрясал в ООН, желая убедить мировую общественность в том, что в Ираке производится бактериологическое оружие, и с кампанией против русских хакеров, якобы повлиявших на президентские выборы в США в 2016 и в 2020 годах.
Между тем первое средство, еще в XVIII веке позволившее человеку подняться над Землей (первый полет на аэростате относится к 1783 году), не раз выдвигалось на передний план во время военных действий. Аэростаты наблюдения и корректировки огня использовались в начале XX века, в Русско-японской войне, при защите Порт-Артура позиции японцев лично снял с аэростата основатель русского военного воздухоплавания Александр Кованько.
АЭРОСТАТЫ В ВОЙНЕ И МИРЕ
Во время Первой мировой был отмечен стремительный рост числа аэростатов на вооружении всех армий воюющих сторон. Германия увеличила число аэростатов за время конфликта с 27 до 214, Франция — с 12 до 200, Россия — с 27 до 83, Великобритания — с 1 до 83.
В годы Второй мировой войны активно использовались аэростаты заграждения, привязанные на тросах. Они играли роль механической преграды для самолетов противника, которые, избегая столкновений с оболочками и тросами аэростатов, были вынуждены подниматься на большую высоту, что снижало точность бомбометания, и стали одним из узнаваемых образов блокадного Ленинграда. Японцы в 1942 году использовали аэростаты для доставки зажигательных бомб на территорию США, программируя их сброс через три дня, когда аэростат должен был перелететь Тихий океан.
В разгар холодной войны страны НАТО в рамках программы «Моби Дик» запускали разведывательные аэростаты над территорией СССР. Советские конструкторы в ответ разработали аэростаты для создания пассивных помех, несколько разновидностей боевых аэростатов, а также аэростат-фоторазведчик, аэростат метеорологической разведки и носитель агитматериалов.
У США были высотные самолеты Lockheed U-2, на одном из них 1 мая 1960 года Френсис Гэри Пауэрс, вылетев из Пакистана, долетел до пригородов Свердловска, где и был сбит. У СССР самолетов, летающих на таких высотах, тогда еще не было.
«Для борьбы с разведывательными аэростатами сделали высотный самолет М-17. Но потом все переключились на спутники, и проблема борьбы с шарами сошла на нет. Сейчас китайцы красиво ее вернули обратно. Теперь еще американцам выставят счет за уничтожение чужого имущества», — прокомментировал в беседе со «Стимулом» недавний инцидент Виталий Лебедев, историк авиации и космонавтики, председатель секции истории авиации и космонавтики Санкт-Петербургского филиала Института истории естествознания и техники РАН.
ДЕТИЩЕ МЯСИЩЕВА
В 1950‒1960-е годы автоматические дрейфующие аэростаты представляли угрозу обороноспособности СССР, так как воздушные шары могли нести не только аппаратуру, но и взрывчатые вещества. Их запускали на Западе, и, используя ветры, господствующие на больших высотах над территорией СССР, они пересекали нашу страну с запада на восток. Управляли ими по радио, меняя высоту полета практически от 0 до 45‒50 км.
Еще одна опасность заключалась в том, что для их уничтожения требовались ракеты, в десятки раз превосходившие по стоимости воздушные шары, сделанные из дешевой пленки, и массовый запуск таких шаров грозил вскрытием расположения и истощением систем ПВО. Нужны были другие средства борьбы с аэростатами, например высотный самолет, двигавшийся на небольшой скорости и вооруженный пушкой.
Аэростат относительно самолета движется очень медленно, и пилоту необходимо время для прицеливания. Поэтому помимо самолета надо было создать оружие, способное уничтожать аэростаты на больших высотах, установить это оружие на борт, создать снаряды, взрыватель которых реагировал бы на тонкую оболочку аэростата. Диаметр среднего аэростата-шпиона приближался к 100 метрам, поэтому требовалось, чтобы снаряд проделывал в нем дыру в несколько квадратных метров, иначе он еще очень долго продолжал бы дрейф и был способен выполнять задание.
В авиационной энциклопедии отмечается, что никто из генеральных конструкторов за создание высотного дозвукового самолета не брался — слишком необычной и новой была эта задача. Но еще до того, как на Экспериментальном машиностроительном заводе в подмосковном Жуковском (ныне ЭМЗ им. В. М. Мясищева) получили задание разработать авиационное средство для борьбы с автоматическими дрейфующими аэростатами, его руководитель Владимир Мясищев поставил небольшой группе специалистов своего конструкторского бюро задачу проработать возможную аэродинамическую компоновку самолета, способного осуществить стабильный полет в стратосфере с наименьшей дозвуковой скоростью. При этом генеральный конструктор обрисовал схему разрабатываемого самолета: прямое крыло очень большого удлинения, высокая весовая отдача, двигатель, способный работать при относительно сильном разрежении атмосферы, пояснил Виталий Лебедев. Поэтому к заданию, поступившему в 1970 году, на заводе были готовы. Работа получила наименование «Тема 34». Спустя некоторое время наименование изменили на «Тему 17», что и определило впоследствии название первого самолета этого типа.
Решение о выборе двигателя пришло не сразу. После обсуждения многих вариантов остановились на двигателе для самолета Ту-144, который в то время уже был создан под руководством главного конструктора Петра Колесова в Рыбинском конструкторском бюро. Он обеспечивал необходимую тягу и набор высоты до 25 километров — больше, чем у Lockheed U-2.
Параллельно в одном из военных НИИ был разработан проект высотного самолета, но с двигателями, оснащенными винтами. Эффективность двигателя обеспечивалась размахом лопастей винтов — она достигала четырех метров. Это не вписывалось в задачу создать супероблегченную конструкцию самолета, которым управлял бы один пилот.
В окончательном виде самолет получился длиной 22,27 метра и с размахом крыльев 40,32 метра, уточнил Виталий Лебедев.
Первый образец М-17 «Стратосфера» был выпущен в 1978 году, но на этапе пробной рулежки произошло ЧП, пилот Кир Чернобровкин погиб. Вторую машину успешно поднял в воздух летчик-испытатель Эдуард Чельцов. Это случилось 26 мая 1982 года.
Материал полностью здесь: https://stimul.online/articles/innovatsii/chem-sbivat-aerostaty/
Печать