Политолог, первый заместитель председателя комиссии ОП РФ по общественной экспертизе законопроектов и иных нормативных актов, эксперт Центра ПРИСП Александр Асафов - об итогах всеобщих выборов в Коста-Рике.1 февраля в Коста-Рике прошли всеобщие выборы, в ходе которых граждане избирали президента страны и депутатов Законодательной Ассамблеи. Показательно, что впервые с 2010 года кампания завершилась сразу в I туре: историческую победу одержала Лаура Фернандес — преемница уходящего президента Родриго Чавеса, а также поддерживавшие ее правые силы в парламенте.
КонтекстВыборы проходили на фоне беспрецедентных проблем с общественной безопасностью: страна, ранее известная как "Швейцария Центральной Америки", стала полем битвы местных преступных группировок и мексиканских картелей за контроль над наркотрафиком в порту Лимон.
Чавес, не имея права на переизбрание, сделал ставку на Лауру Фернандес — экс-министра планирования и экономической политики. Она также известна как автор скандального "Закона ягуара" (впоследствии был признан неконституционным), который урезал полномочия Генеральной прокуратуры, годами блокировавшей государственные тендеры на строительство масштабных проектов, в т.ч. нового морского терминала в Лимоне и правительственного квартала в Сан-Хосе.
Другим важным эпизодом стал конфликт президента Чавеса с руководством Социал-демократической прогрессивной партии (PPSD) в 2023 году, в результате чего чависты создали новую Партию суверенного народа (PPSO). Именно от нее и выдвинулась Фернандес, обещая завершить реформы, заблокированные "судейской кастой".
Оппозиция же подошла к выборам глубоко разобщенной, не сумев выдвинуть единого кандидата. Главным конкурентом Фернандес стал экономист Альваро Рамос, выдвинувшийся от оппозиционной Партии национального освобождения (PLN) — старейшей политической силы страны.
Ранее Рамос входил в команду Чавеса, однако в 2022 году президент со скандалом уволил его с поста главы Кассы социального страхования за отказ заморозить социальные выплаты населению, что резко повысило его популярность среди левого и умеренного электората.
Избирательная системаПрезидент избирается по модифицированной системе абсолютного большинства: для победы в I туре кандидату достаточно набрать свыше 40% голосов, в противном случае между лидерами голосования проводится II тур. Примечательно, что экс-президент вправе повторно баллотироваться только спустя 8 лет (2 срока).
Депутаты 57-местной Законодательной Ассамблеи избираются на пропорциональной основе по закрытым партийным спискам в 7 многомандатных округах.
Число избирателей и явкаВ списки было включено 3 731 788 избирателей, а явка составила 69,08% — самый высокий показатель за последние 16 лет.
Результаты выборовХотя за кресло президента боролись 20 кандидатов, большинство голосов распределилось между фаворитами гонки — Лаурой Фернандес (48,30%) и Альваро Рамосом (33,44%).
На парламентских выборах наблюдалась схожая динамика — из 24 состязавшихся партий в парламент прошли всего 5:
🟣 Партия суверенного народа (PPSO) — 39,10%, 31 место (+31);
🟢 Партия национального освобождения (PLN) — 25,30%, 17 мест (-2);
🟡 Широкий фронт (FA) — 15,73%, 7 мест (+1);
🟠 Гражданская программа (AC) — 5,00%, 1 место (+1);
🔵 Партия социал-христианского единства (PUSC) — 4,77%, 1 место (+1).
Примечательно, что PPSO не только заняла 1-е место во всех 7 провинциях, но и впервые с 1986 года в одиночку получила абсолютное большинство в парламенте.
ПрогнозыУбедительная победа Фернандес и PPSO позволит властям спустя долгие годы сопротивления парламентской оппозиции — по образцу президента соседнего Сальвадора Найиба Букеле (https://t.me/aasafov/1875) — принять жесткие меры по борьбе с преступностью.
Однако PPSO все еще не имеет квалифицированного большинства для проведения конституционных реформ, поэтому любые попытки усилить исполнительную власть или урезать полномочия контрольных органов потребуют ситуативных союзов с оппозицией.
Главным же риском для нового правительства станут завышенные ожидания населения. Проблема безопасности была главным драйвером голосования, и если силовые методы не дадут ощутимого результата в краткосрочной перспективе, то кредит доверия властей быстро иссякнет.
Печать