Экономический обозреватель журнала «Монокль», ведущий канала «Графономика», эксперт Центра ПРИСП Евгений Огородников – о сделке Индии с США и возможном отказе Дели от российской нефти.США отменят 25% пошлины на продукцию из Индии, введённые в 2025 году из-за закупок российской нефти, пишет The Washington Post. Это решение связано с соглашением о двусторонней торговле между Вашингтоном и Нью-Дели и отказом Индии дальше закупать нефть у России.
У читателя новости WP должно возникнуть чёткое ощущение: «Всё пропало, нас предали: Дональд Трамп нахрапом продавил очередную „дружественную“ России юрисдикцию. Доступ к американскому потребительскому рынку оказался для индусов важнее, чем бесперебойное снабжение нефтью из России».
Но 1,5 млн баррелей в сутки, получаемых Индией со скидками из России, — это гигантская величина. Первое, с чем столкнутся индийские НПЗ, если реально начнут отказываться от российских энергоносителей, — это отсутствие аналогов Urals на мировом рынке в обозначенных объёмах: ≈75 млн тонн нефти в год. Тут не надо забывать про европейские НПЗ, активно вымывающие альтернативные Urals сорта с мирового рынка.
Предлагаемые американцами индусам альтернативы — нефть из США или Венесуэлы. Но американская нефть слишком лёгкая для местных НПЗ, другая альтернатива — венесуэльская, напротив, тяжёлая. Да и сами американцы предпочитают нефть импортировать, а продавать на внешний рынок ГСМ. То есть потоки сырой нефти из США — это история эпизодическая и не массовая. Венесуэльская нефть продаётся, но добывают её в основном китайские и российские компании. Их исход из Венесуэлы, вероятно, приведёт к тому, что добыча в стране даже упадёт, а не вырастет, как об этом мечтает Трамп.
Второй важный фактор — цена. Скидки на российскую нефть очень динамичны. Порой они схлапываются до 1–2 долларов за баррель, но сейчас, если верить Argus, достигли 25 долларов. Предположим, что средний годовой дисконт за баррель российской нефти — 10 долларов. А значит, за год индийские НПЗ зарабатывают не менее 5 млрд долларов сверхмаржи лишь на операции «обеления» российских энергоносителей и продаже ГСМ в Европу. А ведь ещё есть схема «покрутить» российские зависшие рупии на национальном рынке, заработать процент на услугах конвертации рупии в другие валюты и т. д.
Переключение индийской нефтепереработки на американскую, венесуэльскую или бразильскую нефть приведёт к тому, что «сверхмаржа» индийских НПЗ растворится, а транспортные расходы, напротив, возрастут. В итоге «схемка» предоставления услуг нефтепереработки для европейских потребителей потеряет весь свой блеск и маржинальность. То есть станет невыгодной. Возможно, это и есть конечная цель Дональда Трампа.
Поэтому помыкавшись по рынку, проведя пару недель с калькулятором, индийские НПЗ вернутся к старым добрым сверхмаржинальным схемам с русской нефтью. С единственным отличием — по дороге появится ещё один посредник.
Печать