Фото с сайта:
Телеграм-канал Евгения Огородникова
Кабмин поручил ФАС установить индексацию оптовых цен на газ в РФ в 2026 году на 9,6%.
Ситуацию прокомментировал экономический обозреватель журнала «Монокль», ведущий канала «Графономика», эксперт Центра ПРИСП Евгений Огородников.Ещё одна российская монополия — «Газпром» — пытается поправить своё тяжёлое финансовое положение за счёт внутреннего потребителя. В результате ускоренной индексации цен на природный газ за пятилетку стоимость этого энергоносителя обгонит инфляцию на 20% — данные ИПЕМ. А ведь и до индексации природный газ в России часто стоил дороже, чем в Штатах. Важно, то что дешёвый газ и электроэнергия — один из немногих факторов преимущества российской экономики перед другими юрисдикциями: Казахстаном, Белоруссией или Китаем.
Конечно, у «Газпрома» есть веский аргумент: до темпов роста тарифов РЖД, выросших в 1,75 раза с поправкой на инфляцию с 2021 года, российским газовикам (а газ на внутреннем рынке продают не только «Газпром», но и НОВАТЭК, «Роснефть», «ЛУКОЙЛ» и т. д.) далеко. Тем не менее ускоренная индексация внутренних цен на газ ляжет бременем на рынок электроэнергетики, а генерация, в свою очередь, переложит свои затраты на потребителя. Маржи у российской электроэнергетики, которой можно было бы амортизировать ускоренную индексацию газовых цен, практически нет.
Тут важно понимать, что население в России оплачивает электроэнергию по фиксированным заниженным ценам. В итоге, в основном ускоренную индексацию цен на газ в России оплатит «мелкомоторка»: малый и средний бизнес. Но в отдельных регионах у МСП тарифы на электроэнергию уже сопоставимы с европейскими: порой доходят и до 20 рублей за кВт·ч.
И всё бы ничего, но параллельно в России происходит рост налогового бремени, растут расходы на логистику (в том числе из-за РЖД) и реализуется сверхжёсткая политика Банка России с очень дорогими кредитами.
И, конечно, всё вместе — рост тарифов на перевозки, электроэнергию, тепло, кредиты и налоги — станет крайне неприятным бременем для большинства российских предприятий малого, среднего и даже крупного бизнеса в 2026 году. При этом под основным ударом окажутся не сервисные или торговые компании, а производственные, которых в России и без того немного.
Пересмотр «тарифного пирога», начатый в 2021 году, под сурдинку СВО ещё много лет будет сказываться на российской экономике.
Печать