Профессор кафедры зарубежного регионоведения и внешней политики РГГУ, доктор политических наук, Член Совета Ассоциации российских дипломатов, эксперт РСМД Владимир Пряхин – о реакции на план Трампа по урегулированию украинского кризиса.Новый
важный этап в развитии украинской драмы ознаменован планом мирного урегулирования Дональда Трампа, затмивший все другие события и новости уходящего ноября. Хотя российской стороне он еще официально не представлен, содержание плана достаточно хорошо известно. Что главное в этом документе?
Прежде всего, соответствие политической и военной реальности. 28 пунктов Трампа отражают соотношение сил на линии боевого соприкосновения на Донбассе и возможные перспективы военного завершения конфликта отнюдь не в пользу
режима Зеленского.
И второе. Значение плана Трампа, о котором при всем многословии комментариев и комментаторов не говорят ни в Америке, ни в Европе, ни тем более в Киеве, это реальный учет ситуации не только в Европе, не только вокруг украинского кризиса, но и в глобальном мировом контексте с учетом возможностей сохранения и укрепления позиций США на международной арене. И как политический деятель, представляющий интересы определенной части американской элиты, и как бизнесмен, Трамп отлично понимает, что доминантой мирового политического и экономического процесса является быстрое развитие Китая: в реальном исчислении валовой внутренний продукт КНР уже превзошел американский, разрыв этих показателей в пользу Пекина увеличивается с каждым годом. Это означает, что в весьма недалекой перспективе – еще до середины столетия – все претензии американской правящей элиты на политическое и экономическое лидерство в международном сообществе (America First!) придется похоронить раз и навсегда.
В этих условиях Белому дому приходится думать не об уповании на грубую силу и дипломатию канонерок, то бишь авианосцев, а о новой коалиционной дипломатии, для реализации каковой Америке, прежде всего, необходимы надежные партнерские отношения с Россией. Речь не идет, конечно, о каком-то военно-политическом сговоре за счет Китая – Москва, как это неоднократно подчеркивал президент Владимир Владимирович Путин, никогда на это не пойдет. Но и из состояния пика падения уровня взаимоотношений между нашими странами, до которого их довела администрация Байдена, их надо выводить. Ведь дело дошло практически до отсутствия каких-либо дипломатических контактов и конфискации (а говоря попросту, кражи имущества российских дипломатических представительств в Нью-Йорке и Сан-Франциско).
Заметим, что все более четко проявляющееся желание Трампа и его ближайшего окружения нормализовать отношения с Москвой в полной мере соответствует пожеланием российской стороны. Равноправное – не в ущерб другим странам – российско-американское сотрудничество могло бы стать мощной опорой устойчивого мультиполярного миропорядка.
Но реалистические глобальные амбиции Трампа, как можно было предположить заранее, натолкнулись на сопротивление в Киеве и европейских столицах. Что касается режима Зеленского, то здесь у Трампа серьезных проблем возникнуть не должно. Одно только прекращение передачи украинской стороне разведданных американских спутников практически ослепило бы ВСУ и ускорило бы реализацию целей СВО.
К тому же киевские диктаторы скомпрометировали себя в глазах западных доноров и налогоплательщиков коррупционным скандалом вокруг Тимура Миндича – кошелька Зеленского. В этих условиях западные кукловоды киевского режима усиленно ищут замену скомпрометированному руководителю хунты.
Сложнее с европейскими партнерами и прежде всего с Великобританией, Германией и Францией. У европейских партнеров США нет проблем на Тихом океане. Несмотря на имеющиеся очевидные трудности, они успешно сотрудничают с Пекином в сфере экономики и торговли, товарооборот некоторых из них по объему превзошел торговлю с Соединенными Штатами. В целом отношения с Китаем у них, по словам британского экс-премьера Терезы Мэй, переживают «золотой век». Стоило только другому экс-премьеру Риши Сунаку сказать нечто противоположное, и его вытурили с политической сцены. Главное для Стармера, Мерца и Макрона – это то, что мирное урегулирование украинского кризиса на приемлемых для Москвы условиях раз и навсегда положит конец планам реализации НАТОцентристской модели Европы от Бреста до Тихого океана на условиях, подобных союзу всадника и лошади, когда Россия обеспечивала бы европейского всадника сырьем, энергоносителями и послушно следовала присланному из Брюсселя графику проведения гей-парадов* в российских городах. Трамп, таким образом, своими двадцатью восемью пунктами повергает в небытие издавна лелеемую евронацистами мечту об историческом реванше за поражение под Сталинградом.
Но Европа в данном отношении далеко не едина. План Трампа однозначно поддержали Будапешт и Братислава. Да и в самих Германии, Великобритании и Франции не так уж мало оппозиционеров действующим режимам, активно выступающим за скорейшее мирное урегулирование украинского кризиса и перенесения акцента на решение злободневных внутриполитических проблем, таких, например, как проблема неконтролируемой миграции. Электоральные рейтинги и Стармера, и Мерца, и Макрона не достигают и четверти от численности опрошенных социологами респондентов, а в Германии оппозиционная АДГ стала наиболее влиятельной политической партией, обойдя и правящую ХДС/XCC, и социал-демократов.
Как ни странно, самым большим препятствием в реализации плана Трампа может оказаться внутренняя оппозиция США. Радикальные меры, принятые республиканской администрацией против нелегальной миграции, леволиберальных экстремистов, наркотрафикеров и других уголовных элементов, способствовали формированию, если и не очень многочисленной, то весьма громкоголосой популяции выступающих под лозунгом «Никаких королей!». И этой оппозиции совсем недавно удалось одержать внушительную победу, завладев позицией мэра Нью-Йорка. Естественно вполне, что эта оппозиция, независимо от своих действительных убеждений, будет обвинять – и уже сейчас обвиняет Трампа – в измене идеалам свободы и нанесению репутационного ущерба классическому имиджу США как «бастиона демократии».
В этих условиях Трамп и его ближайшее окружение лавируют, маневрируют, делают невероятные политические кульбиты, подчас неуклюжие и диаметрально противоположные по смыслу заявления, пытаясь благополучно пройти на своем пути между Сциллой политических утопий и Харибдой утопических идеологем. Этим, на наш взгляд, можно объяснить тот факт, что широко обсуждаемые 28 пунктов официально до сих пор российской стороне не представлены. В официальных переговорах с Москвой Белый дом выдерживает явно затянувшуюся паузу, мяч остается в западной корзине.
Тем временем наши бойцы удерживают стратегическую инициативу на линии боевого соприкосновения, и пусть не так быстро, но продвигаются на запад к конституционным границами Российской Федерации. Нельзя, однако, однозначно утверждать, как говорят западные комментаторы, что взятая Белым домом пауза выгодна российской стороне. Ведь даже успешные наступательные операции нельзя проводить без потерь. Своих и чужих. Тем более что «чужие» это ведь тоже «наши», за исключением «азовцев»** и заклятых бандеровцев в третьем поколении. Боевые действия на Донбассе для нас во многом гражданская война – треть населения России имеет украинские корни, большинство жителей бывшей УССР говорят по-русски лучше, чем по-украински. Если бы в 2014 г. события на Украине развивались не под диктовку западных кукловодов, а пошли бы по белорусскому пути, то мы имели бы сейчас на своих южных границах дружественную пятидесятимиллионную индустриальную державу в границах «радяньской Украины». Евромайдан – важный политический успех Запада, о котором только могли мечтать и Карл ХII, и Наполеон-Бонапарт, и Бисмарк. Цена этой победы для нас тысячи и тысячи жизней.
Евронацисты вполне сознательно и небезуспешно замалчивает этот факт, говоря о российской «агрессии» против Украины. Мирное урегулирование конфликта будет лучшим опровержением этих абсурдных домыслов, также как и мифов о российской военной угрозе для Европы.
* ЛГБТ-движение признано экстремистским и запрещено в России
** Запрещенная в России террористическая организация
Печать