Политолог, руководитель Центра урегулирования социальных конфликтов, автор телеграмм-канала «Мир как конфликт», эксперт Центра ПРИСП Олег Иванов – о захвате американскими ВМС танкера под российским флагом.7 января 2026 года силы США захватили в Северной Атлантике танкер Marinera (ранее Bella 1), который шёл под российским флагом.
Это был кульминационный момент двухнедельной погони, в ходе которой судно, пытаясь избежать захвата у берегов Венесуэлы, сменило название и подняло российский флаг, получив временное разрешение от российских властей 24 декабря.
Позднее стало известно о захвате судна Sophia в Карибском море. Оно также следовало из Венесуэлы. Захват произошёл в международных водах.
Захваты были санкционированы федеральным судом США и обоснован нарушением американских санкций, введённых против «теневого флота», перевозящего венесуэльскую и иранскую нефть. США заявили, что их действия направлены на «безопасность и стабильность Западного полушария».
МИД и Минтранс России незамедлительно осудили действия США как нарушение норм международного морского права, в частности Конвенции ООН по морскому праву 1982 года, гарантирующей свободу судоходства в открытом море.
По данным западных СМИ, для сопровождения танкера Marinera Россия направила в Атлантику военные корабли и подводную лодку. Хотя подлодка не успела предотвратить захват, сам факт её отправки — серьёзный сигнал.
Москва потребовала обеспечения гуманного обращения с российскими гражданами на борту и их скорейшего возвращения, подчеркнув, что рассматривает судно как свою территорию.
Действия США в отношении танкера были восприняты Москвой как незаконное силовое давление и прямая угроза.
Отправив подлодки к танкеру Россия демонстрирует, что готова защищать свои интересы, включая формально находящиеся под её флагом активы, вплоть до военного противостояния.
США действуют в рамках своего внутреннего законодательства (санкций), экстраполируя его на весь мир. Россия же рассматривает такие действия (особенно в отношении судна под своим флагом) как посягательство на свой суверенитет.
Силовые захваты российских танкеров не могут не вызвать ответа Москвы. Вполне возможно, что в ответ на действия США по морской блокаде Венесуэлы, Россия примет аналогичное решение в отношении морского сообщения с Украиной.
Печать