В октябре в Тбилиси пройдет форум Шелкового пути. Участие в нем примут две тысячи делегатов. В их числе главы Армении и Азербайджана. По словам организаторов, форум является ключевой площадкой для диалога и сотрудничества в целях укрепления региональной и глобальной взаимосвязанности.
По мнению руководителя аналитического центра «Акценты», эксперта Центра ПРИСП Антона Чаблина, за кулисами форума скрываются более масштабные процессы.Форум Шёлкового пути – платформа для продвижения инициатив, связанных с «хребтом» нового евразийского транзита. Для Китая это очередной инструмент продвижения экономических и политических интересов на Южном Кавказе. КНР наращивает тут инвестиции, логистические проекты и торговые связи, стимулирует грузопотоки через альтернативные маршруты (даже в обход России) и предлагает странам региона экономические стимулы с минимальными политическими условиями.
Все это однозначно уменьшает абсолютную экономическую монополию России и создаёт для неё новые вызовы в сфере влияния и безопасности.
Рост интереса к «Среднему коридору» (транскаспийскому маршруту через Казахстан, Грузию и Турцию) связан с озабоченностью Китая диверсификацией маршрутов в обход России. Китайские государственные и полугосударственные издания (Xinhua, Global Times, China Daily) регулярно публикуют репортажи и комментарии о проектах по развитию кавказской логистики, инвестициях в порты и железнодорожную инфраструктуру, а также о значимости Кавказа для реализации инициативы «Пояс и путь». Пекин использует в данном случае сочетание коммерческих инвестиций, кредитов и политических рычагов для укрепления позиций в регионе.
Рост числа «перевалок» через Каспий и улучшение маршрута «Баку –Тбилиси – Карс» фиксировались с 2022 года.
Китай расширяет торговлю и энергетические связи с Азербайджаном, Арменией и Грузией, продвигает в регионе свои банки, платформы и телеком решения (включая Huawei), что повышает экономическую взаимозависимость и создает технологические «точки входа».
Грузия стратегически наиболее интересна Китаю как выход на портовые мощности в Восточном Причерноморье.
Азербайджан – ключевой партнёр Китая на Каспии. Баку видит в лице Пекина крупного инвестора и покупателя углеводородов, а также партнёра по развитию транскаспийских маршрутов.
Армения, которая исторически балансирует между Россией и Западом, в последние годы стала активнее работает и с КНР (инфраструктурные проекты, инвестиции и технологическое сотрудничество).
Россия традиционно удерживала влияние в регионе через решение вопросов с безопасностью (военная база в Армении, влияние через орбиты СНГ, ЕАЭС и ОДКБ) и энергетику.
Экономические предложения Китая ослабляют аргументы «только Россия может дать работу и рынки». Однако Пекин не заменяет (и не может заменить!) российские функции по обеспечению безопасности. И это очень важный момент, поскольку Китай исторически не готов брать на себя военно-политические функции, а предпочитает экономическую экспансию без прямого военного ангажемента.
Печать