Фото с сайта:
ru.wikisource.org
Архитекторы рассказали о своих предложениях и оценили утвержденный генплан Волгограда.
Чиновники администрации Волгограда с гордостью заявляют, что утвержден Генеральный градостроительный план территориального планирования. Обещается, что еще десятилетие-другое и в Волгограде появится множество новых общественных пространств, пустыри станут благоустроенными зонами культуры и отдыха, а на месте былых гигантских промзон вырастут жилые кварталы.
Известные архитекторы, в свою очередь, назвали принятый генплан нуждающимся в серьезной доработке и напомнили, что ни один из предыдущих генпланов еще не был воплощен в реальность.
«Чиновники обещают всё и даже больше»
Напомним, летом только завершилась процедура обсуждения проекта генерального плана города. Публичные слушания, на которые были вынесены элементы генплана с разбивкой по районам, проходили в течение мая. В конце года документ наконец приняли. Как гласит официальный пресс-релиз администрации Волгограда, утвержденный генплан обещает решить все насущные и проблемные вопросы населения почти на десятилетие вперед — до 2034 года.
Чиновники предполагают сделать структуру города кольцевой с помощью нескольких мостов на остров Сарпинский. Кроме того, согласно плану, муниципалитет намерен развивать побережье Волги, застроив его общественными и жилыми зонами. В качестве промышленных и логистических улучшений намерены развить станцию «Максима Горького», создать заново речной грузовой порт, а также построить несколько логистических центров. Завершает все прелести утвержденных обещаний международный многотысячный кампус для студентов и филиал Сколтеха.
«По генплану Волгоград — еще миллионник?»
Известный архитектор, бывший главный архитектор Волгоградской области и заместитель председателя Общественной палаты Волгограда Михаил Норкин напоминает, что ни один генплан Волгограда еще не сбылся с точки зрения расчетов населения города.
«Через мои руки, вернее глаза, прошли три генеральных плана Волгограда. Главное, к сожалению, ни в одном из них не сбылся прогноз по населению, — вспоминает Михаил Норкин. — Когда-то был план на 1 250 000 человек. Сейчас же ставится более сдержанный прогноз на 1 050 000 человек, в оптимистичном случае — на 1 100 000. Возможно, если обстановка изменится в ближайшие 5–10 лет и начнет улучшаться демография, возможно, мы этих цифр, конечно, достигнем».
«Какие заводы снесут?»
Судьба промышленности Волгограда в новом генеральном плане вновь была пересмотрена.
«Главное в документе прописано: „Закрепление промышленных узлов на территории Волгограда“. Это Тракторозаводская промзона, алюминиевый завод и связанные с ним предприятия, промзона Максима Горького и промузел „Заканальный“, — говорит Михаил Норкин. — Территория завода „Вторчермет“ в Красноармейском и все обанкротившиеся предприятия в Кировском районе будут отданы под рекреационные и жилые зоны».
Генеральный план — это не красивая схема с цветными зонами, это стратегический документ, который должен оставаться как стратегия и прогноз на перспективу, а не пылиться в каком-нибудь ящике. Единственное пожелание, чтобы организации и органы власти при развитии территории руководствовались генеральным планом.
Заодно с бывшими заводами планируется и возвращение к цивилизации заболоченных участков Кировского района, рассекающих Волгоград на две части.
«У нас также было предложение по обустройству так называемой луговины между Кировским и Красноармейским районами, — рассказывает бывший главный архитектор Волгоградской области Александр Вязьмин. — Более 10 километров болот и камышей, которые требуют решения, серьезных затрат по осушению, по дренированию этой городской территории и включению ее в пользование, чтобы оно было не просто болотом. Мы ездим, так сказать, через половину города, практически вот по этим зарослям камыша, что-то с этой территорией надо делать. Вот эти предложения, продуманные, просчитанные, они должны были войти в генеральный план».
Насущный и проблемный вопрос с транспортом намерены решить не только с помощью ожидаемого расширения асфальта и новых дорог, а также через постройку рельсовых коммуникаций для поездов.
«В генплан вошли Третья Продольная, объездная от Красноармейского района и железнодорожная линия Татьянка-Канальная около 30–35 километров, — говорит Михаил Норкин. — Это даст возможность не „протаскивать“ грузы через город и освободить дорогу для пассажиров и поездов с электричками».
«Какие изменения планируются на Волге?»
Жителей Волгограда в отдаленной перспективе ждет и речной транспорт, способный доставлять горожан по воде с юга на север. Для этого у здания нового арбитражного суда, в створе улицы Иркутской, решили создать главный судоходный логистический узел.
«Будет предусмотрен речной транспорт с соответствующими маршрутами для очень удобного движения в летнее время от Красноармейского района до Центрального. Это всё с учетом того, что у нас сейчас практически закрыт грузовой порт, находившийся в Ворошиловском районе, — говорит Михаил Норкин. — Он уже частично перенесен на остров Голодный, и проектом предусмотрено его развитие как грузового порта, чтобы он взял на себя нагрузку всего города Волгограда и перевалки грузов. А для того, чтобы тот активно заработал, нужно подать левую дорогу, „тупик“ и автомобильную магистраль. На улице 40 лет ВЛКСМ уже строится большая развязка для „вылета“ грузовых авто».
Заслуженный архитектор России Александр Вязьмин, в свою очередь, напомнил, что новый речной логистический центр уже давно планировался на юге Волгограда.
«У нас были предложения по более детальному обустройству нового речного порта, который должен возникнуть на юге Волгограда, южнее Красноармейского. В предварительных материалах, которые мы смотрели, там было очень схематично, буквально условным знаком отражено, — сетует архитектор. — Хотя порт — это такая структура, которая требует и подъезда, и железной дороги, и автомобильных дорог, и перевалки и так далее, и так далее. Нашло ли это предложение сейчас отражение в генеральном плане, честно говоря, пока еще не знаю. Он там уже формально функционирует, но его надо обустраивать».
Александр Вязьмин выразил надежду, что все предыдущие пожелания были учтены в окончательной версии генплана.
«Включили ли все наши пожелания или нет, мы еще будем разбираться. Полноценно мы генплан пока что не видели. Этот документ требует очень серьезного профессионального обсуждения и доведения его до ума, потому что так называемые публичные слушания во многом были очень формальными, которые проходили, — говорит Александр Вязьмин. — Я был на нескольких таких слушаниях в районах, и это очень сложно назвать полноценными какими-то обсуждениями с заинтересованными умными людьми, грамотными вопросами, ответами и так далее. Поэтому сейчас, да, документ принят, да, он прошел очень серьезный путь, но он требует нормальных, профессиональных комментариев и рассмотрений».
Очень хотелось бы, чтобы в генплане нашли отражение решения тех проблем, которые стоят перед городом уже много-много лет.
Учредитель ООО «Волгоградгражданпроект» Андрей Куприков предположил, что по итогам утвержденного генплана не стоит ждать чего-то хорошего. Особенно с учетом планов, ему предшествовавших.
«То, что этим занимались не местные градостроители, которые хорошо знают город, для меня уже говорит многое. Поэтому, какой там замысел и задачи ставились, мне неизвестно. Что мы на выходе получим? Боюсь, что хорошего будет мало. Остается только ждать и надеяться. Честно говоря, я думаю, что он нереализуем, потому что прошлые генеральные планы также не были реализованы даже на 50%, насколько я знаю. Смысл изготовления нового генплана мне непонятен», — подытожил архитектор.
Андрей Куприков отмечает, что тот самый генеральный план нацелен на улучшение работы застройщиков, но не жителей города.
«Генплан сделан в интересах застройщиков в первую очередь, а не города и горожан. Из того, что я видел, расширена возможность жилищного строительства, к сожалению, без учета логистики и транспорта. Когда мы говорили о проблеме с транспортом, расширении улиц и развязках, предполагалось, что путь от Спартановки до Красноармейского не должен составлять более 35 минут. Этого, к сожалению, в генплане я не увидел. Просто о многом говорит сама организация, делавшая проект, из Омска. Этот подход мне непонятен, так как у нас полно своих специалистов-градостроителей, и никого из местных привлечено не было».
Генеральный план — это план развития города. Вообще, он направлен на улучшение комфорта жизни горожан с учетом экономической составляющей.
Генеральный директор компании-застройщика «Пересвет-Юг» Анатолий Цуканов рассказал, как документ скажется на уже имеющихся и последующих проектах застройки Волгограда.
«На реализующиеся проекты он не окажет влияния, так как они строятся в рамках выданных разрешений на строительство. А будущие проекты будут возводиться в соответствии с новым генпланом и, соответственно, должны ему соответствовать. Новый документ позволяет систематизировать строительство, прямого ухудшения или улучшения условий не будет, так как генплан един для всех и должен создавать единую конкурентную среду», — поделился Анатолий Цуканов.
Печать