Политконсультант, партнер Консалтингового бюро Т&М, эксперт Центра ПРИСП Антон Тимченко – о юридических рисках избирательной кампании-2025.Российское электоральное «поле» щедро усеяно юридическими «минами», наступив на которые, кандидат утрачивает свой статус и выбывает из кампании. В этом сезоне наиболее актуальны пять таких рисков.
Партийные процедурыОшибки при проведении партийных мероприятий по выдвижению кандидатов и раньше служили основанием для «сноса» с выборов. Например, в прошлом году в Забайкалье поснимали кандидатов СРЗП за неизвещение управления Минюста о предстоящей конференции (извещение направлялось по электронной почте). После изменений закона о партиях 2022 года усилилась контрольная функция избирательных комиссий. Теперь, помимо итогового документа выдвижного мероприятия — протокола конференции (общего собрания) — партии по запросу обязаны предоставить и обеспечительные документы (протокол счётной комиссии, бланк бюллетеня для тайного голосования и т.д.). Вместе с правом производить видеосъемку партийного мероприятия это составляет обширное пространство, в котором могут быть допущены ошибки и выявлены нарушения. Что, соответственно, повышает вероятность «сноса» с выборов.
Экстремизм из прошлогоВ прошлом году Конституционный Суд РФ (КС) подтвердил законность привлечения к ответственности за «экстремистский контент», даже если на момент публикации символика ещё не была признана экстремистской. Позиция нашла горячий отклик в избирательном процессе. Например, на прошлогодних выборах в Мосгордуму нескольких кандидатов привлекли к административной ответственности за демонстрацию запрещённой символики в постах пятилетней давности. После этого кандидаты, естественно, были с выборов «снесены». Кандидат с насыщенной лентой в социальных сетях может и не подозревать, что репостнутое несколько лет назад лицо попало в перечень террористов и экстремистов. Отсюда и риски.
ИИ-контент в агитацииНейросети при подготовке агитматериалов продвинутые команды используют уже несколько лет. Теперь же начинают применять ИИ даже самые консервативные и прочные штабы — так быстрее, дешевле, технологичнее. Однако регулирование, как всегда, несколько отстаёт от технического прогресса. С одной стороны, самые популярные нейросети – иностранные, что само по себе влечёт юридические риски в рамках избирательной кампании. С другой стороны, использование ИИ в агитации находится в «серой зоне». И какая-то устоявшаяся судебная практика отсутствует, и сформулирована интересная позиция Верховного Суда РФ о том, что «распространение вводящих в заблуждение поддельных изображений, аудио- и аудиовизуальных материалов, в том числе созданных с помощью компьютерных технологий и способствующих созданию положительного или отрицательного отношения избирателей к кандидату, избирательному» — основание для снятия с выборов. Очевидно, что текущий электоральный сезон, накануне большой кампании по выборам в Госдуму, станет плацдармом обкатки новых технологий и правоприменительной практики. И не для всех кандидатов эта практика будет положительной.
Зарубежные активыМногие потенциальные кандидаты владеют иностранными финансовыми активами. Одни – жертвы обстоятельств. После санкционного цунами их зарубежные счета, ценные бумаги и финасовые инструменты были заморожены, без возможности от них избавиться. Для новых регионов закон предлагает решение — достаточно представить в избирком заявление о зарубежных капиталах и невозможности их отчуждения. Однако заложниками ситуации оказались кандидаты и в остальных частях страны. На практике всё зависит от избирательной комиссии: одни действуют по аналогии, другие – резонно отмечают, что такая «амнистия» законом для их региона не предусмотрена, и выявленные зарубежные финансы – основание для «сноса».
Другая категория кандидатов – жертвы собственной хитрости. Конвертировав свои активы в криптовалюту или наивно веря в герметичность банковской тайны зарубежных юрисдикций, они рассуждают: «Да всё равно здесь не узнают!». Однако и силовики, и несколько коллег в стране освоили розыск «зарубежного счастья» у разрабатываемых лиц. Так что юридические риски налицо.
Интеллектуальная собственностьНеувядающая классика. Хотя норма о том, что нарушение законодательства об интеллектуальной собственности при агитации влечёт «снос» с выборов действует почти 20 лет, она актуальна каждый электоральный сезон. Например, в этом году по этому основанию в Ярославской области сняли с выборов ценителя творчества Виктора Цоя. Данный риск обретает новое звучание в контексте использования ИИ для генерации агитматериалов. Кто является правообладателем объекта, созданного ИИ, – собственник сервиса, автор промта (запрос к ИИ), или его заказчик? Судебная практика по этим вопросам только формируется.
Безусловно, среди юридических «мин» кампании остаются старые добрые документы кандидата, корректность финансирования, преимущества должностного положения и т.д. Но описанная пятёрка — фавориты грядущего электорального сезона.
Печать