Заместитель директора Центра ПРИСП, член РАПК, автор канала «Телеграбля» Валерий Прохоров – о причинах отсрочки на повышение пошлин, объявленной президентом США.Некоторые отечественные эксперты после объявления перемирия в Мировой тарифной войне принялись дразнить Трампа ездоболом (от словосочетания «ездить по ушам») и эмоционально вопрошать: «Что ж ты, фраер, сдал назад?», явно намекая на сдачу позиций после пикировок с
Илоном Маском. Давайте отложим эмоции и попытаемся разобраться в особенностях трамповой «стратегии наездов и отскоков». И как тут не вспомнить пресловутые ельцинские сдержки-противовесы.
Напомню, на днях президент США объявил 90-дневную отсрочку повышения пошлин для 75 стран, оставив базовую ставку на уровне 10 процентов. Китай в этот список не попал. Для Пекина тарифы, наоборот, выросли на 125 процентов. С одной стороны, последовал шаг навстречу союзникам — и нынешним-бывшим, и некоторым из потенциальных-будущих. Но, по сути, мы наблюдаем фокусировку главного удара. Трамп не хочет воевать со всем миром одновременно. Он выбрал главного оппонента и решил вести игру в одну калитку.
У меня складывается ощущение, что объявленная пауза — это не столько «жест доброй воли», сколько выверенный технический ход. На фоне гигантского долга Америки, несущейся по неясной экономической траектории, каждое действие Трампа следует рассматривать не только с внешнеполитической, но и с внутренней точки зрения, в основе которой лежит финансовая подоплека. Подобные «маневры» — один из немногих рычагов, способных косвенно повлиять на инфляцию, поведение рынков и укрепление доллара.
Некоторые аналитики уже говорят о том, что Трамп своими экстравагантными действиями «работает» не столько с внешней торговлей, сколько с устрашающим долгом США. Он явно использует манипуляции с пошлинами не только как инструмент давления на контрагентов, но и как внутренний регулятор, помогающий стабилизировать систему госуправления, у которой все сильнее проседает финансовый фундамент. В этом контекста объявленная пауза в «войне тарифов» может быть нужна вовсе не для проведения гипотетических «переговоров», а для перезапуска экономического ритма, который поможет избежать очередного активного включения печатного станка.
Печать