Политконсультант, партнер Консалтингового бюро Т&М, эксперт Центра ПРИСП Антон Тимченко – о законе, позволяющем самовыдвиженцам участвовать в выборах главы Вологодчины.В Вологодской области внезапно
приняли закон, позволяющий участвовать в губернаторских выборах
кандидатам-самовыдвиженцам. Довольно показательная история.
Институт самовыдвижения на выборах — крайне перспективный инструмент как в политтехнологическом, так и в правовом смысле. С одной стороны, если речь идёт об административном кандидате, самовыдвижение позволяет позиционировать себя как надпартийной силой, консолидировав поддержу различных политических брендов, либо отстроиться от партии, отягощённой антирейтингом. С другой же, чисто в правовом смысле, – самовыдвижение позволяет участвовать в выборах независимым кандидатам, это своеобразный пропуск в избирательную кампанию в обход партийной бюрократии.
На практике же на губернаторских выборах многие стремятся исключить возможность самовыдвижения. Из 78 регионов страны, где высшее должностное лицо избирается на прямых выборах, на начало года участие самовыдвиженцев предусматривали законы лишь 19-ти.
По сути, в большинстве региональных парламентов сложился картельный сговор партий против внепартийного входа в кампанию. Так что инициативы включить в губернаторские выборы самовыдвиженцев предсказуемы отклоняются. Например, весной 2023 года, накануне выборов губернатора Алтайского края, законопроект «о самовыдвиженцах» местные депутаты бодро отклонили. На таком фоне обновление избирательного законодательства Вологодской области, конечно, выделяется. Но это процедурная сторона, а есть ещё и ритуальная.
Дело в том, что реанимация самовыдвижения в регионе проведена с подачи врио губернатора Георгия Филимонова. «Зайдя» на новую должность, он уже несколько раз взбаламутил местную повестку. Например, подмигнув местным элитам фразой: «Я не преемник, я — новое дыхание!». Очевидно, что самовыдвижение появляется в областном законе не просто так – похоже, именно в этом качестве врио планирует участвовать в предстоящих выборах. И это тоже идёт против тренда. Даже Сергей Собянин, чья популярность среди москвичей сильно выше уровня поддержки «Единой России», не смог на прошлогодних выборах мэра увернуться от счастья быть выдвинутым от партии.
Основной довод критиков самовыдвижения на губернаторских выборах — спящий характер института. Мол, все кандидаты и так должны преодолеть почти непроходной «муниципальный фильтр», а самовыдвиженцу нужно к этому ещё и подписи избирателей собирать, что делает самовыдвижение реальным только для административного кандидата. При всей обоснованности такой логики не стоит забывать, что спящие институты имеют свойство пробуждаться. Так что чем больше регионов реанимируют самовыдвижение на губернаторских выборах, как Вологодская область, тем лучше.
Печать