Руководитель Центра урегулирования социальных конфликтов, председатель Коллегии медиаторов при ТПП Московской области, эксперт Центра ПРИСП Олег Иванов – об указе Зеленского «об исторических землях Украины». Сегодня Зеленский
подписал резонансный указ «Об исторически населённых украинцами территориях Российской Федерации». Указ направлен на «сохранение национальной идентичности украинцев в РФ, в том числе на исторически населённых ими землях – на Кубани, в Стародубщине, Северной и Восточной Слобожанщине в пределах современных Краснодарского края, Белгородской, Брянской, Воронежской, Курской, Ростовской областей РФ». В частности, в нём отмечается, что Россия «веками угнетает и уничтожает» национальную идентичность украинцев, проживающих, в том числе, на этих территориях, в связи с чем необходимо обеспечить их «права на получение образования на украинском языке и его свободное использование, гражданских, социальных, культурных и религиозных прав, доступа к украиноязычным средствам массовой информации, права на мирное собрание».
Сложно комментировать причины, которыми руководствовался украинский президент, выпуская этот указ; наиболее популярные среди российских политиков и журналистов – постнаркотический эффект и/или внезапно нахлынувшая ностальгия по карьере комика. По всей видимости, Зеленский хотел показать всем внутри страны, что Украину не сломить ни при каких обстоятельствах, но получилось как всегда: указ стал прекрасным подарком для Москвы.
Во-первых, мы видим здесь смешной юридический анекдот, когда на территории одной страны принимается подзаконный акт, имеющий конечной своей целью какие-то юридические последствия для части территории другой страны. Во-вторых, никто не понимает, права каких украиноговорящих граждан нужно защищать в перечисленных в указе регионах России. Если речь идёт о людях, уехавших в Россию до СВО, то они давно уже ассимилировались и почти не используют украинский язык – у них нет такой потребности. Если речь об украинских беженцах, приехавших после начала СВО, то они его или плохо знают, или стремятся поскорее забыть, – иначе бежали бы на запад, а не на восток. При этом – «вишенка на торте» – власти Украины фактически заявили претензии на российские земли. И вот здесь проходит граница между очередной клоунадой Цирка на Банковой и серьёзнейшей политической и медийной ошибкой Зеленского.
Казалось бы, в текущих боевых условиях самое лучшее, что может сделать Киев, – молчать в тряпочку. Однако, как мы видим, Украина не только не отказывается от фантазий «отбросить Россию к границам 1991 года», но и пробивает новое дно, публично заявляя о претензиях на часть территории РФ. Это очевидный сигнал для украинского общества и элит, а также для международных партнёров, что Зеленский не только ведёт себя неадекватно, но и порой выпускает совершенно невменяемые правовые акты. В унисон своему президенту вторит и Михаил Подоляк, который вчера назвал условием для переговоров с Москвой глобальное поражение России (включая добровольный отказ от ядерного оружия и потерю права вето в Совбезе ООН).
Вместе с тем, этот указ предоставляет широкие медийные и дипломатические возможности Москве. Ко всем ранее заявленным целям СВО теперь добавится приоритетная – защита территорий Российской Федерации, на которые противник заявил свои претензии, тем более что они регулярно атакуются дронами. Так, губернатор Курской области Роман Старовойт уже заявил, что «сегодняшние действия Зеленского в очередной раз доказывают правоту президента о начале СВО».
Кроме того, теперь российские дипломаты могут использовать указ Зеленского на всех международных площадках: мол, о чём можно разговаривать с этими людьми, пребывающими в потусторонней реальности. Президент Украины снова показал мировому сообществу свою несерьёзность, чем усилил позиции иностранных лидеров-сторонников начала переговоров между Москвой и Киевом, – таких как Трамп, Орбан, Фицо и других.
Как говорится, этот указ из разряда тех, которые следовало бы придумать: он содержит сплошные плюсы для Москвы и абсолютно деструктивен для Киева. Истерика на Украине продолжает нарастать.
Печать