Политконсультант, партнер Консалтингового бюро Т&М, эксперт Центра ПРИСП Антон Тимченко – об избирательной кампании в Аргентине.Сегодня в Аргентине избирают парламентариев, губернаторов и президента с вице-президентом. Прошедшая избирательная кампания отметилась богатым урожаем сетевых фейков.
Вбросы фальшивых сенсаций были направлены на подрыв легитимности избирательного процесса в целом, либо же на дискредитацию кандидатов. Причём чаще всего атака ложными сообщениями касалась трёх главных претендентов на президентское кресло.
Например, в соцсетях развирусили фейковую историю болезни фаворита опросов Хавьера Милея, чья внезапная популярность стала землетрясением для аргентинского политикума. В фальшивке указывается, что у политика шизофрения, сообщаются медицинские детали: «у пациента наблюдается временная утрата реальности», поэтому рекомендуется «полный покой в течение четырех дней». Диагноз подписан главой психиатрического отделения медицинского центра Буэнос-Айреса. Позже представители медицинского ведомства эту информацию опровергли.
Стал мишенью фейков и кандидат от перонистов – действующий министр экономики Серхио Масса. На видео зафиксировано, как политик на предвыборном мероприятии получает пакет с кокаином и признаётся, что всегда был «меркеро» (в Аргентине так называют кокаиновых наркоманов). На самом деле, видео было обрезано, вырвано из контекста и помещено в дискредитирующую интерпретационный рамку. В реальности, в пойманном пакете были письма избирателей, а Серхио Масса, комментируя ситуацию, сказал, что всегда был вратарём (по- испански слово «arquero», созвучно с «меркеро»).
Не обошли своим вниманием фейкоделы и Патрисию Буллрич, которая была министром безопасности во время правления Маурисио Макри (2015-2019). По сети разгоняли видео, на котором пьяненькая представительница коалиции «Вместе за перемены» невнятно что-то бухтит во время поздравления с еврейским Новым годом. В реальности же речь политика была вполне адекватной, просто исходное видео отредактировали, замедлив его, чтобы создать впечатление заторможенности Буллрич.
Для фабрикации фейков использовался даже образ пророка спортивной религии аргентинцев Лионеля Месси. На одном из фейковых видео культовый футболист просит проголосовать за Милея, а на ставшем вирусным хитом фото Месси радостно держит книгу аргентинского Трампа «Хавьер Милей. Путь либертарианца».
Для борьбы с фейковыми новостями прилагается масса усилий. Например, активную борьбу с дезинформационный ведёт медийный ресурс Chequeado — если перекладывать на современный русский язык, это можно перевести как «чекнуто» (для невладеющих зумерским наречием: «проверено»). Сервис занимается верификацией резонансных новостей, а также ведёт просветительскую работу по развитию критического мышления у молодёжи.
В этом году электоральный факт-чекинг и вовсе шагнул на новый уровень: при проведении президентских дебатов 1 и 8 октября высказывания кандидатов проверялись на подлинность при помощи искусственного интеллекта в режиме онлайн. Расшифровка стенограмм была затем опубликована.
Впрочем, полностью остановить пандемию фейков невозможно. Во-первых, благодаря прогрессу их крайне легко генерировать. Во-вторых, практически невозможно установить их реального автора для привлечения к ответственности. Наконец, в-третьих, даже опровержение не панацея: ведь далеко не до всех, увидевших фейк и поверивших в него, «добивает» его разоблачение.
Печать