Руководитель Центра урегулирования социальных конфликтов, председатель Коллегии медиаторов при ТПП Московской области, эксперт Центра ПРИСП Олег Иванов – об очередной эскалации палестино-израильского конфликта. Палестино-израильский конфликт является одним из наиболее старых горячих конфликтов за последние 100 лет. Его активная фаза началась в 1948 году с создания по решению ООН государства Израиль на территории, которую на тот момент в большей массе заселяли арабы. Конфликт носит исторический, территориальный и религиозный характер. Евреи видят в Палестине историческую родину, согласно Библии, «Землю Обетованную», а Иерусалим является священным городом для иудеев около 3000 лет. В свою очередь, арабские государства изначально были категорически против искусственного создания государства Израиль в Палестине, которая, по их мнению, часть исконно мусульманских земель, а Иерусалим является третьим по святости городом для всех мусульман после Мекки и Медины.
Сегодня, несмотря на то, что две трети государств-членов ООН признали независимость государства Палестина, де-факто оно не создано и не обладает реальным суверенитетом. ЦАХАЛ (израильская армия) контролирует значительную часть даже той территории, где власть официально осуществляет Палестинская национальная администрация (на Западном берегу реки Иордан).
Напомню, что с правовой точки зрения целым рядом официальных документов ООН Израиль признан оккупантом части земель Палестины, включая Восточный Иерусалим. Кроме того, порядка 5 млн. палестинцев являются беженцами, а для сравнения: численность населения Израиля составляет 9,6 млн. человек – вполне сопоставимые цифры. Поэтому у палестинцев, которые пытаются вернуть историческую территорию, есть своя правда.
Это действительно крайне сложный для урегулирования конфликт, и даже если сторонам удастся мирно договориться по разделу территории страны, то остаётся проблема Иерусалима, на раздел которого Израиль никогда не согласится. И этот конфликт будет длиться до тех пор, пока стороны не достигнут соглашения, устраивающего всех (что почти невозможно, поскольку для каждой из них спорная территория – священная земля), либо до тех пор, когда одна из сторон не будет полностью побеждена. Гарантом безопасности Израиля исторически является США и с ними ряд стран Запада, а Палестину в той или иной степени поддерживает весь исламский мир.
Без сомнения, военная мощь ХАМАС значительно уступает израильской армии, несмотря на провал последней в первые дни операции палестинцев и особенно разведслужб, проморгавших подготовку атаки на 50-ю годовщину «войны Судного дня». Поэтому полное освобождение израильской территории – это вопрос нескольких дней. Другое дело – заявление Нетаньяху о том, что Израиль собирается полностью уничтожить ХАМАС. На мой взгляд, это скорее популистский лозунг и политический блеф. Во-первых, уничтожить ХАМАС – значит частично уничтожить, а частично согнать в концлагеря всё население Сектора Газы, потому что каждый её житель является членом или сторонником ХАМАСа или Исламского джихада. Во-вторых, такие действия могут привести к военным действиям Израиля с движением «Хезболла», обладающим гораздо большей военной мощью, чем ХАМАС, а также к опосредственному участию в конфликте Ирана, Сирии, Афганистана и Катара.
С другой стороны, мы видим, что никто не считается с жертвами среди мирного населения; более того, к сожалению, жилые дома и, соответственно, гражданские лица атакуются целенаправленно.
Полагаю, что на сегодняшний день мирное урегулирование конфликта возможно только по инициативе Израиля, если тот признает независимость Палестины и сумеет договориться с арабами о разделе Иерусалима и других спорных территориях. Однако вероятность этого сценария близка к нулю – он будет встречен яростным сопротивлением с обеих сторон в связи с религиозным значением этих территорий. С другой стороны, можно вспомнить мирный договор между Израилем и Египтом 1979 года, положивший конец 30-летней войне. Тогда без каких-либо военных действий Израиль вывел войска с Синайского полуострова и заключил мирный договор со старым врагом.
Печать