Апелляционная инстанция Приморского краевого суда вернула журналисту Даниилу Губареву* отмененный ранее статус иностранного агента. Ранее Советский районный суд Владивостока отменил решение Минюста о внесении его в реестр иноагентов, что стало первым случаем в российской практике.
Электоральный юрист, исполнительный директор Фонда социальных инноваций в гражданском обществе «Генезис», член правления РАПК, эксперт Центра ПРИСП Олег Захаров – о логике процесса и выводах из него. Восстановление статуса иноагента Даниилу Губареву* (внесен Минюстом в реестр иноагентов) не стало сенсацией. Отменяя решение Минюста, суд первой инстанции использовал весьма оригинальную формулировку. Суд согласился с доводами ведомства о наличии в материалах журналиста негативных политических комментариев, однако счёл недостаточно доказанным иностранное влияние на его публичную деятельность.
Сам факт постоянного проживания журналиста за рубежом, по мнению суда, об этом безусловно не свидетельствует, а других аргументов Минюст не привел.
Во второй инстанции дело было рассмотрено только со второй попытки, что само по себе прецедент в отечественной правовой системе. Приморский краевой суд удовлетворил ходатайство Минюста об отложении рассмотрения дела в связи с необходимостью представления дополнительных доказательств. Как выяснилось, при рассмотрении дела в апелляции 4 октября, эти материалы были ещё и секретными, поэтому дело рассмотрели в закрытом режиме.
Вывод из всего этого простой. Хотя первый блин судебного оспаривания статуса иноагента и вышел «комом», не устояв во второй инстанции, необходимость доказывания своих доводов для Минюста – это хороший сигнал об активности судебной системы, её готовности проверять аргументацию властей в столь деликатном вопросе.
Примечательно, что и сам Губарев* (внесен Минюстом в реестр иноагентов) сомневался в положительном исходе дела. Тем не менее, тщательный процессуальный подход к делу показал готовность судебной власти достаточно скрупулёзно разбираться в нюансах доводов об иноагентстве.
Печать