Депутат Госдумы, зампредседателя Комитета по экономической политике Станислав Наумов – о важной поправке в Уголовный кодекс РФ. Верховный суд предложил важную поправку в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации. Она направлена на усиление процессуальных гарантий субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности.
Так, в соответствии с частью 11 статьи 108 УПК РФ мера пресечения в виде заключения под стражу не применяется при отсутствии обстоятельств, указанных в пунктах 1–4 части 1 статьи 108 УПК РФ, в отношении подозреваемого или обвиняемого в совершении преступлений, предусмотренных частями 5–7 статьи 159, статьями 171, 171. 1., 171. 3.–172. 3., 173.1–174.1., 176–178, 180, 181, 183, 185–185. 4. и 190–199. 4. Уголовного кодекса Российской Федерации (далее – УК РФ), без каких-либо других условий, а в отношении подозреваемого или обвиняемого в совершении преступлений, предусмотренных частями 1–4 статьи 159, статьями 159.1. –159. 3., 159. 5., 159. 6., 160, 165 и 201 УК РФ, – при условии, что эти преступления совершены индивидуальным предпринимателем в связи с осуществлением им предпринимательской деятельности и (или) управлением принадлежащим ему имуществом, используемым в целях предпринимательской деятельности, либо если эти преступления совершены членом органа управления коммерческой организации в связи с осуществлением им полномочий по управлению организацией либо в связи с осуществлением коммерческой организацией предпринимательской или иной экономической деятельности.
Специальные правила производства по уголовным делам в отношении субъектов предпринимательской деятельности, подозреваемых или обвиняемых в преступлениях, предусмотренных частями 1–4 статьи 159, статьями 159. 1. –159. 3., 159. 5., 159. 6., 160, 165 и 201 УК РФ, при условии, что эти преступления совершены в связи с осуществлением данной деятельности, установлены и в других нормах Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе о порядке возбуждения уголовного дела частно-публичного обвинения (статья 20), признания предметов и документов вещественными доказательствами (статья 811), производства следственных действий (статья 164).
Между тем, как показало изучение правоприменительной практики, по уголовным делам в отношении индивидуальных предпринимателей и членов органов управления коммерческих организаций органы предварительного расследования и суды испытывают определенные сложности при разграничении преступлений, совершенных в связи с предпринимательской или иной экономической деятельностью, и преступлений, не связанных с такой деятельностью, что обусловлено в том числе правовой неопределенностью, вызванной отсутствием в уголовно-процессуальном законе понятия «преступления, совершенные в связи с предпринимательской или иной экономической деятельностью», используемого в указанных статьях.
В целях устранения неопределенности законопроектом предлагается статью 5 УПК РФ («Основные понятия, используемые в настоящем Кодексе») дополнить пунктами 271 и 272, определив в них для целей применения статей 20, 811, 108, 164 УПК РФ признаки, по которым преступления, предусмотренные частями 1–4 статьи 159, статьями 159. 1.–159. 3., 159. .5, 159. 6., 160, 165 и 201 УК РФ, должны рассматриваться как совершенные индивидуальным предпринимателем в связи с осуществлением им предпринимательской деятельности и (или) управлением принадлежащим ему имуществом, используемым в целях предпринимательской деятельности, либо как совершенные членом органа управления коммерческой организации в связи с осуществлением им полномочий по управлению организацией либо в связи с осуществлением коммерческой организацией предпринимательской или иной экономической деятельности.
Согласно предлагаемому изменению уголовно-процессуального закона в качестве таковых следует рассматривать указанные преступления, если они совершены индивидуальным предпринимателем в ходе осуществления им самостоятельной, на свой риск деятельности, направленной на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг, и (или) при управлении принадлежащим ему имуществом, используемым для такой деятельности, либо совершены членом органа управления коммерческой организации при осуществлении им полномочий по управлению данной организацией или в ходе осуществления коммерческой организацией самостоятельной, на свой риск деятельности, направленной на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг, или в ходе осуществления коммерческой организацией иной экономической деятельности.
Принятие законопроекта будет способствовать гуманизации уголовного судопроизводства и повышению уровня процессуальных гарантий для подозреваемых и обвиняемых – индивидуальных предпринимателей, членов органов управления коммерческих организаций, поскольку устранит существующие пробелы в правовом регулировании и трудности в правоприменительной практике, связанные с оценкой возможности распространения на таких лиц специальных правил, предусмотренных уголовно-процессуальным законодательством, в том числе положениями части 11 статьи 108 УПК РФ об избрании меры пресечения. Это позволит сократить по рассматриваемой категории дел количество случаев заключения под стражу субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности в пользу решений о применении к ним иных, более мягких, мер пресечения, не связанных с изоляцией от общества, в первую очередь залога и запрета определенных действий, будет способствовать защите бизнеса от различного рода злоупотреблений при производстве следственных действий, в том числе предусматривающих изъятие предметов и документов в целях последующего признания их вещественными доказательствами. Тем самым создаются условия для продолжения осуществления этими лицами предпринимательской или иной экономической деятельности в период предварительного расследования и судебного разбирательства по уголовному делу.
Печать