Политолог, глава «Политической экспертной группы» Константин Калачев – о политике государства в отношении релокантов. По утверждению французского политолога Доминика Моизи, миром управляют не рациональные идеи, а наполняющие мир эмоции. Политики обычно манипулируют людьми, опираясь на одну из трех эмоций – страх, унижение или надежду. Такую концепцию Моизи предложил в книге «Геополитика эмоций», и я считаю, эмоциональная составляющая в политике в последние годы только растет. И в мировой, и во внутренней. Чему, в числе прочего, способствует новый инструментарий, новые каналы коммуникации.
Релоканты уехали из-за страха. Что может их вернуть?
Наверно не надо объяснять, что эмоции бывают негативными и позитивными, что требования выживания и самосохранения определили численный перевес отрицательных эмоций над положительными. Про первичные, вторичные и третичные эмоции по Платчику оставим за скобками. Снять страхи, прекратить унижение, дать надежду. Вот такой должна быть эмоциональная политика в отношении релокантов. Закончить с унижающей их риторикой, прекратить обвинять в предательстве, дать надежду, что здесь их преследовать не будут, убедить, что новой волны мобилизации не будет, а СВО не превратится в столетнюю войну.
Можно, конечно, пугать, что проблемы за рубежом окажутся больше домашних. Но вряд ли это сработает.
Лично мне в перечне Моизи не хватает удивления. «Российская власть должна держать свой народ в состоянии постоянного изумления». Салтыков-Щедрин знал, о чем писал. Но изумление изумлению рознь. Сильных положительных впечатлений, связанных с чем-то неожиданным и удивительным, нашему обществу не хватает уже давно. Удивите людей. Удивите терпимостью и заботой. Сперва удивление, а уж потом надежда. Считайте за бесплатный совет власти.
Риторика в адрес релокантов, кстати, уже смягчается. Их уже ждут обратно. Упоминания того, что половина уже вернулась, часть пропаганды. Но это та часть, которая должна подтолкнуть оставшихся присоединиться к возвращающимся.
Печать