Премьер-министр Венгрии Виктор Орбан заявил, что Будапешту нужно хорошенько подумать о будущих отношениях с Россией. Орбан сказал, что понимает необходимость восстановления российско-европейских отношений после конфликта, «но это далеко от реальности». «Вот почему внешней и экономической политике Венгрии необходимо хорошенько подумать о том, какие отношения мы можем установить и поддерживать с Россией в ближайшие 10-15 лет», – отметил глава венгерского правительства.
Слова Орбана следует понимать как попытку избежать выбора между Брюсселем с Вашингтоном и Москвой, отмечает политолог, эксперт Центра ПРИСП Марк Зенгер.Понимать Виктора Орбана следует через призму разновекторности венгерской дипломатии последних лет. Истоки такой политики кроются в последствиях экономического кризиса 2008 года, а также в конфликтах Будапешта с Брюсселем.
Экономические бедствия Венгрии на фоне других стран ЕС после 2008 года - одна из причин возвращения во власть Виктора Орбана. Одержав победу на выборах, Орбан принял решение бороться за «экономическую свободу» и разнообразить внешние связи, чтобы не полагаться исключительно на ЕС. В результате Венгрия первой в Европе подписала с Китаем Меморандум о взаимопонимании по сотрудничеству «Один пояс, один путь». Пекин стал крупнейшим инвестором Будапешта и торговым партнером номер один за пределами Европы. Это отразилось на внешней политике. Венгры регулярно блокировали антикитайские инициативы Брюсселя, такие как осуждение политики Пекина по отношению к Гонконгу, например, (для реализации подобных инициатив требуется согласие всех стран-членов ЕС).
В рамках «политики открытости на Восток» одной из главных проблем Венгрии стал вопрос как быть в условиях китайско-американской конкуренции. В итоге Будапешт избегает выбора между Китаем и США, пытаясь поддержать хорошие отношения с двумя странами.
Нечто подобное сейчас происходит в венгерско-российских отношениях.
Изначально Орбан не был настроен на развитие контактов с Москвой, но после конфликтов с Брюсселем (по таким вопросам как прием мигрантов, реформа Конституционного суда и т.д.), его называют
чуть ли не самым пророссийским политиком в Европе.
Блокируя принятие ряда общеевропейских санкций в отношении России, венгерский премьер испытывает определенное давление. Так, недавно посол США в Будапеште Дэвид Прессман призвал Орбана отвернуться от РФ и укрепить связи с западными союзниками.
В этих условиях заявление «о пересмотре отношений с Россией», скорее, можно понимать как попытку сохранить контакты с Москвой в условиях новой геополитической реальности. Вероятно, Будапешт будет искать баланс между Москвой и Брюсселем с Вашингтоном уже по отработанной модели выстраивания отношений с США и Китаем. Так Венгрия надеется не стать жертвой выбора стороны.
Печать