Телеграм-канал Незыгарь *(16.08.2024 г. Министерство юстиции РФ внесло в реестр иностранных агентов)
опубликовал мнение руководителя Политической экспертной группы
Константина Калачёва о возможных тезисах обращения российского лидера к Федеральному собранию.
Не думаю, что мы услышим от Путина предложения по сближению позиций. Да и как можно сблизить два прямо противоположных подхода к международным делам - предложение жить по старым правилам и желание их ревизии? Вопрос риторический. Для Запада Путин - ревизионист, который хочет перенести в 21 век преставления века 19-го и первой половины 20-го, для Путина Запад - экзистенциальная угроза и мировой жандарм.
Запад исходит из того, что для начала диалога Путин должен убедиться в нереалистичности своих планов, Путин исходит из того, что западные элиты сменяемы, Запад устанет и сдаст часть позиций.
Условий для диалога пока нет. Но есть желание воздействовать на общественные настроения на территории потенциального противника. Поэтому Байден в Варшаве будет ломать сложившиеся у большинства россиян шаблоны. Его обращение к Путину и россиянам будет адресовано скорее россиянам, чем Путину. Он обязательно должен сказать, что Запад не является экзистенциальной угрозой, что США не преследуют цель развалить Россию, что российская культура часть общемировой, что русские писатели, композиторы, художники по-прежнему любимы и уважаемы, что война с Украиной ошибка, а он за мир и диалог.
Путин в свою очередь обратится к своей целевой аудитории на Западе и в мире. А значит, будет апелляция к антиамериканским настроениям, упреки в адрес США, тема ухода Запада от традиционных ценностей, теория заговора и конспирология. Перспективы на ближайшую перспективу выглядят пессимистично.
У Путина во всем виновата Америка, у США во всем виноват Путин, плюс никто не хочет, чтобы вслед за Россией другие страны поставили вопрос об исторической справедливости, пересмотре границ, праве сильного, зонах влияния.
В первую очередь, Запад опасается заразительности примера для Китая. Впрочем, если для Китая пример окажется заразительным, то после Тайваня в среднесрочной и долгосрочной перспективе может, например, возникнуть вопрос о несправедливости Айгунского договора 1858 года. Менять нынешний миропорядок может оказаться себе дороже. Но пока есть желание взять реванш за итоги «холодной войны».
До тех пор, пока происходящее воспринимается Западом как расширение Россией коридора возможностей без понятных и четко очерченных границ этого коридора, до тех пор пока российское руководство уверено, что США ставит задачу его заменить, возможности диалога стремятся к нулю, а угрозы нарастают.
Если Байден скажет, что США признают право россиян иметь такую власть, которая ему нравится, что США готовы вести диалог с Путиным, это уже маленький шаг вперед.
Для России таким шагом станет заявленная готовность искать компромиссы с Украиной. Позиция - нам не о чем говорить с американскими марионетками, хотим говорит напрямую с США - не является компромиссной. Но, скорее всего, прозвучать может именно это.
Печать