Экономический обозреватель журнала «Монокль», ведущий канала «Графономика», эксперт Центра ПРИСП Евгений Огородников - о прогнозе падения доходов обществ развитого мира. Развитый мир проиграл Азии не «за школьной партой», не за «гонкой вооружений» и даже не из-за «снижения технологического отрыва» — всё это следствие другого процесса. Развитый мир проиграл Азии «в спальне».
Демографический переход сломал шею экономике Японии, Италии и Южной Кореи. Население этих стран резко состарилось, а преемников мало. А следующее поколение еще малочисленнее. Это создаёт ключевую проблему — количество экономически активного населения, участников создания общественного пирога, всё время снижается, тогда как желающих полакомиться этим пирогом — более-менее константа из-за прорыва в медицине: люди живут значительно дольше.
Говоря иначе, каждый год созданных общественных благ в экономиках развитых стран становится всё меньше. Однако правительства нашли хитрость: чтобы население не ощущало тяжесть старения, оно выступает буфером, занимая деньги во вне и раздавая их в виде социальных пособий, бесплатной медицины и прочих всеобщих благ, урезая расходы на оборону, науку и инфраструктуру.
То есть буквально жители развитых стран уже пару десятилетий проедают доходы будущих поколений, чтобы сегодня жилось не хуже, чем вчера. Как результат — непомерные долги правительств Японии, США, Франции, Бельгии и других развитых стран. Тогда как экономики затухают.
И, конечно, эти долги правительств при таком демографическом профиле — это пирамида. Рано или поздно наступит момент, когда правительствам этих стран перестанут давать в долг (в этот момент традиционно включается печатный станок — побочка которого — инфляция, налог на бедных), либо размер платежей по процентам окажется больше налогов, которые государство может взять в экономике.
Самое тревожное, что мир очень взаимосвязан. Падение долговой пирамиды в Японии тут же приведёт к аналогичным проблемам в Европе, а долговые проблемы там — перекинутся на США. То есть вероятно каскадное обрушение долговых пирамид развитых стран.
Сложно назвать конкретную дату, когда это произойдёт. Тянуть и откладывать катастрофу для всех банкиров и финансистов можно очень долго — тем более инструментарий есть.
Но рано или поздно обрушение произойдёт: по дефолтному ли сценарию, по гиперинфляционному, но доходы обществ развитого мира придут в соответствие с трудовыми затратами на создаваемые блага. Большинству жителей ныне развитых стран такой новый баланс не очень понравится.
Печать