Израиль объявил о начале наземной операции под именем «Стрелы севера» — военные самолеты и артиллерия нанесли удары по более чем тридцати деревням в Ливане, а также по южным пригородам ливанской столицы Бейрута. При этом израильское руководство во главе с премьером Нетаньяху назвали операцию ограниченной, а ее целью — объекты, принадлежащие движению «Хезболла». Чем грозит вторжение Израиля в Ливан и как оно может сказаться на ходе СВО? На вопросы «Парламентской газеты» ответил первый замглавы Комитета Совета Федерации по международным делам Владимир Джабаров.
- Владимир Михайлович, Израиль назвал вторжение в Ливан ограниченной операцией. Как считает, это действительно так?- Честно говоря, не понимаю, что тогда в понимании израильского руководства операция неограниченная. По сути, они сейчас воюют с целой страной, бомбят столицу Ливана и даже столицу соседней Сирии. При этом никто Израиль не осудил: ни США, ни члены НАТО — они спокойно реагируют, считая, что Израиль имеет на это право. Только когда Россия начала СВО, они сразу же ввели всевозможные санкции — политические, экономические, даже спортивные.
- Как оцениваете последствия вторжения Израиля в Ливан?- Это очень опасная вещь. Премьер Нетаньяху, похоже, готов на любую войну, только бы удержаться у власти, потому что, как только наступит мир, ему придется ответить и за 7 октября, когда от рук террористов ХАМАС погибло около двух тысяч израильтян, и за коррупционные проступки, дела по которым уже были на него открыты в прошлом. А если война Израилем будет вестись, он так и будет сидеть в кресле премьера — коней на переправе, как известно, не меняют.
На мой взгляд, начало операции Израиля означает, что мир стоит на грани Третьей мировой войны. Потому что другие страны легко могут втянуться в затеянную Израилем бойню.
- Вы имеете в виду вмешательство Ирана?- Мы видим, что Иран по-прежнему проявляет колоссальную выдержку. Видимо, Израиль рассчитывал, что Тегеран сорвется и у него будет повод начать крупномасштабную операцию против Ирана — с расчетом, конечно, на вмешательство союзников из США. И это само по себе вызывает крайнее беспокойство: Иран — это не Ливан, и даже не «Хезболла», это государство с ядерным оружием, обладающее ракетным вооружением. И если предположить, что Израиль и союзники нанесут ядерный удар по Ирану, то международная ситуация грозит стать бесконтрольной — та мировая система сдержек и противовесов, которая выстраивалась многие десятилетия, будет разрушена, и каждая страна, по сути, получит основания наносить удары, когда и по кому хочет. Такая ситуация, прямо скажем, кризисная для международной устойчивости и безопасности.
- В медийном поле начинает муссироваться информация, что израильские танки плохо оснащены, что Израиль не учел опыт военных действий в зоне СВО, проигнорировав возможности массового применения боевых дронов. Как считаете надолго хватит Израиль в Ливане?- Пока об этом говорить трудно. Такое впечатление, что израильская армия посчитала, что ничего не изменилось со времени последнего военного конфликта в Ливане, где Израиль довольно легко задавил противника танками. А мы, как вы правильно заметили, видим по ситуации на Украине, что танковые соединения сегодня более уязвимы, чем несколько лет назад.
Кроме того, встает вопрос — кто сейчас будет поддерживать Израиль в США? Кандидату Трампу это невыгодно, так как он рискует потерять перед выборами президента Америки мусульманский электорат. Демократам такой поворот перед уходом Байдена тоже не на руку — это проигрышный билет для их кандидатки Харрис, чье выдвижение будет ассоциироваться с резким обострением ситуации на Ближнем Востоке.
И главное — Израиль сегодня демонстрирует полное игнорирование того, что ему рекомендуют патроны из Вашингтона. Проявляя тем самым полную самостоятельность, на какую военную поддержку рассчитывает премьер Нетаньяху, сказать трудно. Видимо, есть у него какие-то одному ему известные основания вести себя столь безрассудно. На мой взгляд, Израиль переоценивает свои силы — да, арабский мир достаточно разрознен, но рано или поздно перед общей бедой они смогут объединиться. И война в регионе примет тогда совершенно иной, более разрушительный характер.
- Может ли наземная операция Израиля повлиять на развитие ситуации в зоне СВО?- ВСУ по инерции будут сопротивляться, но мы фиксируем, что идет явное снижение военных поставок киевскому режиму с Запада. У Европы для этого попросту не хватает средств, они практически исчерпаны. А у американцев тоже проблемы — они должны и будут в первую очередь помогать Израилю как своему стратегическому партнеру. И Украина в такой ситуации может остаться на голодном пайке.
Печать