Первый этап выборов в Палату представителей Египта начинается 10 ноября на фоне доминирования пропрезидентских коалиций и разобщённости оппозиционных сил. Эксперты отмечают роль парламента как центра механизма продления полномочий президента ас-Сиси до 2030 года. Внешняя политика страны после выборов не претерпит изменений: Египет продолжит развивать сотрудничество как с Россией, так и с Западом. Подробнее – в комментариях аналитиков.
На парламентских выборах в ноябре 2025 года политический ландшафт Египта характеризуется доминированием пропрезидентских сил, которые объединились в коалицию для обеспечения подавляющего большинства в парламенте, рассказал эксперт Российского совета по международным делам Кирилл Семёнов. «Политическое пространство для реальной оппозиции крайне ограничено. Некоторые партии, ранее входившие в оппозиционный блок «Гражданское демократическое движение» (Civil Democratic Movement), для участия в выборах предпочли войти в проправительственный «Национальный список». Другие группы, такие как «Текущие надежды» (Hope Current) и «Коалиция свободного пути» (Free Path Alliance), участвуют в выборах самостоятельно, конкурируя за отдельные места по мажоритарным округам, однако их шансы на успех минимальны», – заметил он.
По словам Кирилла Семёнова, программы партий, входящих в состав пропрезидентского «Национального списка», сосредоточены на вопросах национальной безопасности, экономической стабильности, борьбе с терроризмом и продолжении реализации крупных государственных инфраструктурных проектов. «Различия между их предвыборными платформами носят скорее косметический характер», – отметил он. Внешнее воздействие на ход избирательной кампании в стране, сообщил К. Семёнов, маловероятно, так как египетское медиапространство и все политические силы «находятся под контролем государства и спецслужб». После выборов ожидается очередная палата с подавляющим большинством у пропрезидентских сил, заключил он.
Такой же прогноз на итоги избирательной кампании дал и аналитик Центра средиземноморских исследований НИУ ВШЭ Александр Наджаров. «Оппозиция в Египте крайне фрагментирована и не скоординирована, поэтому серьезной угрозы режиму не представляет», – пояснил он. Как отметил эксперт, парламент будет одним из ключевых узлов в механизме трансфера власти. «В настоящее время у провластных партий абсолютное конституционное большинство в парламенте. Именно этот парламент должен будет проводить процедуру дальнейшей пролонгации полномочий президента Абдель Фаттах ас-Сиси, так как в 2030 году заканчивается президентский срок конституционных полномочий», – пояснил он.
При новом парламенте Египет продолжит проводить свою сбалансированную многовекторную политику, потому что «у страны нет другого пути», считает А. Наджаров. «В этой сбалансированной многовекторной политике большое место, безусловно, занимает и будет занимать Россия в энергетической, военно-технической, научно-технической, производственной сферах. Потенциал для сотрудничества с Египтом у нас только растет и развивается весьма поступательно. Но и с Западом у Египта поддерживаются очень конструктивные отношения. С теми же французами у Египта налажены замечательные отношения. С американцами всегда были очень тесные связи еще со времен Анвара Саддата. Несмотря на определенное похолодание в период президентства Обамы, постепенно отношения с США возвращаются к очень тесному сотрудничеству», – рассказал он.
В нижней палате парламента Египта состоит 596 депутатов. Из них 568 избираются прямым голосованием: половина по закрытым партийным спискам (284 человека), другая половина – по одномандатным округам (284 человека). Оставшиеся 28 депутатов назначаются президентом страны. Выборы проходят в два этапа: сначала голосуют жители 14 из 27 мухафаз (провинций), а через две недели избиратели остальных 13. При необходимости будет проведён второй тур голосования – он запланирован на декабрь.
Печать