Руководитель Центра урегулирования социальных конфликтов, автор телеграм-канала «Мир как конфликт», эксперт Центра ПРИСП Олег Иванов – о роли украинского конфликта в выборах президента США.По всей видимости, тема войны на Украине будет одной из ключевых в избирательных кампаниях кандидатов в президенты США. Один только Дональд Трамп многократно обещал, что в случае его избрания решит этот вопрос еще до инаугурации. Экс-президент США изначально избрал миротворческую позицию: он намерен урегулировать конфликт путем переговоров, «справедливо, не в пользу одной или другой стороны». Это в корне отличается от политики Байдена, направленной на войну до последнего украинца в целях проверки России на прочность.
Байден может выйти сухим из воды к президентским выборам только при двух сценариях. Во-первых, если Украина добьется локальных – о большем речи не идет – успехов на фронте, сравнимых, например, с оставлением Россией Херсона и отступлением на харьковском направлении в прошлом году. Вместе с тем, стартовал уже второй этап украинского «контрнаступа», доверху накачанного западным вооружением, притом, что первый, длившийся два месяца, с треском провалился.
Если так пойдет и дальше, ближе к выборам Байден будет вынужден выруливать на мирный трек. Более того, Белый дом уже сейчас начинает стелить соломку. В провластных американских СМИ все чаще появляются статьи с критикой ВСУ, содержащей различные причины и объяснения их провалов: «слишком мало времени обучались на Западе», «офицеры ВСУ все равно продолжают использовать советские методы ведения войны», «украинцы нерадиво расходуют западную технику» и т.д.
Таким образом, если ближе к началу президентских выборов в США ВСУ не добьются хотя бы локальных успехов на фронте, то с большой долей вероятности Вашингтон свалит все неудачи только на ВСУ, попытавшись скрыть провал западной стратегии всеобъемлющей поддержки Украины, и начнет склонять Киев к переговорам с Москвой, несмотря на все громкие заявления украинских руководителей о том, что никаких переговоров с Россией не может быть, пока ВС РФ не отойдут за границы по состоянию на 1991 год.
На самом деле, миротворческий сценарий представляется для Байдена единственно верным. Для него это возможность перехватить инициативу у Трампа, забрать его идею выступить в качестве медиатора конфликта. Мы видим, как со временем в США падает поддержка оказания военной помощи Украине. За год она снизилась на 30% процентов среди «республиканцев» и на 10% – среди «демократов». Трамп играет на этом поле, обращаясь к значительной части электората. Полагаю, что ближе к выборам, при сохранении ВСУ тех же «темпов контрнаступа», что и сейчас, поддержка Киева американскими избирателями снизится еще больше.
Мы также видим, что все чаще западные политики заявляют о возможности переговоров между Россией и Украиной, тогда как в прошлом году речь шла лишь о том, что «эта война должна быть выиграна на поле боя». Более того, Москва в целом готова к таким переговорам и даже неоднократно озвучивала свои требования, которые, в отличие от украинских, соответствуют реальному положению вещей. Вместе с тем, учитывая, что еще не все новые регионы страны освобождены, Путин может не торопиться на переговоры с Байденом, а дождаться результатов выборов в США, тем самым резко увеличив шансы Трампа на победу в них. Конечно, если «демократы» раньше не посадят Трампа, как обещают, на 561 год.
Думаю, это понимает и Украина, руководство которой продолжает клянчить любое оставшееся у Запада оружие, чтобы бросить в мясорубку последние силы в попытках достичь локальных успхов на фронте и дать Байдену хоть какие-то шансы на победу в выборах. В противном случае украинский кейс станет для Байдена еще более оглушительным провалом, чем побег из Афганистана.
Печать