Фото с сайта: wikipedia.org
Оппозиционная коалиция Турции в понедельник, 6 марта, наконец-то объявила о своем кандидате, который составит конкуренцию действующему президенту Р.Т. Эрдогану на предстоящих выборах.
Им стал глава Народно-республиканской партии (НРП) Кемаль Кылычдароглу. Однако этому решению предшествовала череда политических сотрясений.
В пятницу, 3 марта, на фоне гибели общего кандидата от коалиции «Стола шести», ее покинула глава «Хорошей партии» (IYIParti) Мераль Акшенер. Недовольство «хорошистов» вполне оправдано. Партия является второй по популярности среди оппозиционных (хотя рейтинг ее поддержи едва превышает 10%). Также по опросам общественного мнения, господин Кылычдароглу явно проигрывал другим потенциальным кандидатам – фаворитами являлись мэр Анкары Мансур Яваш и глава стамбульского муниципалитета Экрем Имамоглу. К ним и были адресованы призывы М.Акшенер вступить в гонку.
Демарш «Хорошей партии» дестабилизировал не только саму оппозицию, но и электорат. Уже до этого в информационном пространстве появлялись призывы самих избирателей не назначать Бай-Кемаля (Кылычдароглу) кандидатом в предстоящей предвыборной гонке. Хэштег #Kılıçdarogluadayolmasin («ТолькоНеКылычдароглу») за несколько часов стал четвертым по популярности в Твиттере с общим количеством записей, приближавшимся к 13 тысячам.
Буквально через несколько часов после призывов Экрем Имамоглу и Мансур Яваш заявили о том, что поддержат кандидатуру К. Кылычдароглу[3]. Важно понимать, что все три политика являются членами одной партии, поэтому перспектива второго кандидата от НРП уже тогда была туманной. Госпожа Акшенер заявила, что при таком раскладе отказывается участвовать в дальнейших встречах оппозиции.
Вместе с тем выход «хорошистов» из коалиции фактически развязал руки НРП для переговоров с еще одной политической силой – левым «Альянсом труда и свободы», членами которого также является прокурдская Демократическая партия народов (ДПН; Halkların Demokratik Partisi). В то время как популярность Кылычдароглу среди этой части электората заметно возросла, кандидатура Яваша была не столь однозначной: мэр Анкары не был популярен среди жителей юго-востока страны, хотя некоторые опросы и стремились показать обратное[4]. Так или иначе, выдвижение кандидатуры Яваша в этом случае могло бы сыграть против оппозиции, в связи с чем согласование кандидатуры главы НРП видится оправданным.
Однако после воскресного перерыва политические лидеры, включая Акшенер, вновь собрались за столом переговоров, чтобы согласовать единую позицию – кандидатом от оппозиции официально объявлен Кылычдароглу. Остальные члены «Альянса» получают посты вице-президентов, мэры Анкары и Стамбула сохраняют свои посты, но при необходимости также назначаются заместителями. Таким образом, после четырехдневной смуты, оппозиция смогла достичь консенсуса. Однако даже при таком, казалось бы, счастливом финале, остается ряд проблем, способных существенно повлиять на исход выборов.
Весомым фактором стало землетрясение, произошедшее на юго-востоке страны месяц назад, последствия которого еще только предстоит оценить. Вопреки ожиданиям и первым экспертным прогнозам, правящей партии удалось если не усилить, то как минимум сохранить свои позиции, несмотря на обвинения в неэффективной политике по ликвидации последствий.
До всеобщего голосования официально осталось два с половиной месяца (хотя ранее неоднократно упоминалась дата 14 мая, только сейчас президент Р. Эрдоган заявил о том, что 10 марта подпишет официальное заявление).
У оппозиции отсутствует четкая программа – ранее опубликованный документ, «Соглашение об общей политике», носит скорее декларативно-демонстративный характер и является компиляцией взглядов шести партий на дальнейшее развитие страны без конкретных шагов.
Вопрос, на который пока никто не может дать ответ: как должна функционировать новая предлагаемая модель семи вице-президентов? Достигнутый компромисс позволяет обратиться к максимально широкому электорату и имеет потенциал в предстоящих выборах, однако для избирателей стало очевидно одно: согласование позиций в оппозиции – процесс крайне волатильный, что в случае победы «Национального альянса» может сказаться и на процессе принятия решений. Пока же оценивать шансы, как и прогнозировать исход выборов становится все тяжелее.
Автор: © Вернигора А.А., 09.03.2023 March 09, 2023
Печать