Политолог, руководитель Центра урегулирования социальных конфликтов, автор телеграмм-канала «Мир как конфликт», эксперт Центра ПРИСП Олег Иванов - о перспективах переговоров Ирана и США.6 февраля прошли переговоры делегаций Ирана и США.
Переговоры возобновились после многомесячного перерыва, вызванного совместными американо-израильскими ударами по иранским объектам в июне 2025 года. Встреча прошла в столице Омана Маскате. Формат остался прежним — непрямые переговоры при активном посредничестве Омана, что подчёркивает глубину кризиса доверия.
Основные разногласия, которые сделали провальной сделку 2015 года, не только сохранились, но и усугубились. Позиции сторон по ключевым пунктам диаметрально противоположны.
Проблема не только в противоречивых требованиях, но и в фундаментальном недоверии, которое иранская сторона называет главным вызовом. Разрыв СВПД США в 2018 году и недавние военные удары воспринимаются в Тегеране как доказательство того, что Вашингтон не является надёжным партнёром, с которым можно иметь дело.
Официальные итоги переговоров сводятся к минимально возможному положительному результату - стороны заявили, что переговоры были «хорошим стартом», а также согласились продолжить диалог. Дата следующего раунда не определена, вопрос будет решаться в ходе консультаций в столицах.
Ни по одному из существенных вопросов (уровень обогащения урана, снятие санкций, ракеты) никакого прогресса достигнуто не было. Переговоры носят скорее тактический характер — они призваны снизить сиюминутную температуру конфликта и дать сторонам возможность продемонстрировать готовность к диалогу.
В краткосрочной перспективе дипломатический процесс, скорее всего, будет продолжен: слишком велики риски военного столкновения, которое ни одна из сторон, вероятно, не хочет начинать намеренно. Оман и другие региональные игроки будут стараться удерживать каналы связи открытыми.
Однако при нынешних условиях ждать прорыва нереалистично. Для реального прогресса потребуется либо кардинальная смена позиций одной из сторон под давлением внутренних или внешних обстоятельств, либо появление принципиально новой, творческой дипломатической формулы, которая пока не просматривается. Пока же переговоры остаются хрупким механизмом сдерживания войны, но не инструментом для достижения мира.
Подписаться на канал: https://t.me/mir_conflict
Печать