Математик и математический экономист, член-корреспондент РАН, популяризатор математики среди детей и взрослых, профессор МФТИ и АГУ Алексей Савватеев – о последних инцидентах в школах Уфы, Кодинска и Красноярска.За два дня 4 и 5 февраля 2026 г. произошло три инцидента, в которых школьники приносили в школу оружие и пытались убить или покалечить одноклассников — Уфа, Кодинск, Красноярск.
Комментарий министра просвещения С.С. Кравцова:
В тех школах, где были трагические случаи, мы в каждую школу направили свою комиссию. Публично об этом не говорили, но сегодня я впервые сейчас могу, раз такой вопрос возник, сказать.
К сожалению, к большому сожалению, во всех школах формально относились к нашим рекомендациям по организации и воспитательного, и образовательного процесса, и профилактики, в том числе, деструктивных проявлений - сказал министр в комментарии для Telegram-канала "Юнашев Live".
Он отметил, что сегодня на федеральном уровне приняты все необходимые документы и регламенты для того, чтобы предотвратить такие случаи. Важно их выполнять. Недавно мы обсуждали рекомендации Минпроса по борьбе с хулиганами.
Предположим, что рекомендации адекватны (так бывает далеко не всегда, просто допустим, что это так). Но существование каких-либо рекомендаций не означает, что их возможно выполнить в условиях тотального недофинансирования и катастрофической нехватки кадров.
В принципе, можно было бы просто порекомендовать всем учителям играть роль психолога и инструктора по айкидо в одном лице. Без сомнения, это должно было бы сработать. Желательно еще, чтобы у входа дежурил боец отряда "Альфа" (и сразу с боевым, а не травматическим оружием, чего уж мелочиться), — тогда за безопасность можно было бы не переживать.
Но если большинство учителей — женщины пенсионного и предпенсионного возраста, а в охране работает дедушка, у которого радикулит и проблемы с сердцем, то каким образом эти психологи-спецназовцы могут предотвратить ЧП?
Недостаточно рекомендовать администрации следить за психологическим состоянием учеников. Нужно ещё объяснить, откуда в каждой школе страны возьмутся люди, которые будут делать эту работу всерьез, а не на бумаге.
Очевидно, ее нельзя совмещать с работой даже на одну ставку учителя, при том, что нагрузка предметника в 2-3 ставки является вполне типичной.
Строго потребовать, чтобы проверяли вещи у всех, кто звенит на металлодетекторе, недостаточно. Нужно объяснить, откуда во всех школах страны возьмутся исправные металлодетекторы, и как утром будут пропускать детей в школу без образования очереди на пару кварталов.
Да и наш ли это метод — ежедневный тотальный шмон?
Кстати, думает ли кто-либо, что пожелания по освоению учебной программы, записанные во ФГОС, выполняются хотя бы в 10% школ страны? Мы знаем массу случаев, когда уроки математики не проводятся по несколько месяцев, и это не где-то там, а в школах из списка лучших в городах-миллионниках. С теми предметами, по которым нет экзаменов, ситуация еще более печальная.
И ведь тоже можно сказать: все рекомендации и регламенты на федеральном уровне приняты. Почему же вы не рады, дорогие соотечественники?
Печать