Экономический обозреватель журнала «Монокль», ведущий канала «Графономика», эксперт Центра ПРИСП Евгений Огородников - о проблемах российского лесопромышленного комплекса.Россия мировой лидер по площадям лесов. Это не новость. Не новость и то, что наша страна не умеет капитализировать этот лес. Вклад лесопромышленного комплекса (ЛПК) в валовой внутренний продукт (ВВП) России составляет около 1% уже много лет.
Для понимания масштабов разрыва: доля лесопромышленного комплекса в ВВП Финляндии составляет около 5%, в Китае чуть меньше, оценки прошлого десятилетия — 4,8%. Однако за годы ускоренного роста экономики доля ЛПК в создании ВВП страны, вероятно, уменьшилась, но не кардинально, так как в КНР много строят, а значит, используют лес.
Многочисленные попытки реформировать и модернизировать российский ЛПК пока к прорыву не привели. Да, экспорт кругляка запрещён, однако его сменил банальный экспорт досок, целлюлозы и фанеры — чуть более сложных продуктов. И это точно лучше, чем кругляк: такой груз хотя бы можно везти в контейнере. Например, уголь или пшеницу контейнерами не везут, так как стоимость этих товаров ниже цены их перевозки в железных ящиках. Тем не менее, стоимость перевозок контейнерных грузов съедает основную маржу у производителей продукции ЛПК, и неважно, каким путём этот ящик поедет к потребителю — железной дорогой или морем.
Переживает мощную трансформацию и сбыт продукции: сокращается спрос на бумагу — электронный документооборот, электронные СМИ и книги дают о себе знать. В то же время растёт спрос на тару и упаковку — спасибо маркетплейсам. Перспективная ниша у деревянного домостроения. Но все это не привело к буму у компаний российского ЛПК.
Однако есть и другой подход к лесному хозяйству: в условиях климатической повестки, карбоновых следов и прочих беспокойств ООН можно было капитализировать российский лес как «лёгкие планеты». И тогда его не надо рубить, а напротив — максимально сохранять.
Однако климатические лоббисты ООН — люди не простые, и платить «глобальный карбоновый налог» в адрес России никто не намерен. Напротив, нашу страну считают крупнейшим загрязнителем, а российские «Роснефть», «Газпром» и СУЭК всегда в топах по выбросам углекислого газа. Будь-то Exxon или Shell - создают сильно меньше выбросов. То, что отечественные компании добывают свою продукцию в самом большом на планете лесу, мало кого в мире волнует. И здесь, в ООН, российская дипломатия очень сильно недорабатывает, подписывая и ратифицируя любую климатическую глупость, которую нам предлагают.
Печать