Владимир Путин поручил администрации президента и правительству РФ начать подготовку к очередной прямой линии. После предыдущей лучше других регионов обращения граждан отработали Челябинская, Тульская, Кемеровская, Ростовская области. По данным Народного фронта, нужно активизировать работу Дагестану, Брянской, Ивановской, Ярославской областям, Калмыкии и Бурятии.
Сложившуюся ситуацию прокомментировал политолог, член комитета по политтехнологиям Российской ассоциации по связям с общественностью (РАСО) Павел Склянчук.Если говорить про сравнение регионов с точки зрения отработки обращений на прямую линию, всегда надо видеть исходную статистику, связанную с количеством поступивших обращений. Оно может быть неравномерно распределено по регионам. Во-вторых, важен характер этих обращений. Как мы могли видеть, когда на экраны выводились сообщения, там были и вопросы из разряда «Почему ваша реальность не совпадает с нашей действительностью?». И очень часто обращения могли содержать некоторые пассажи, которые сложно перевести в практическое русло.
Вместе с тем Народный фронт, делает выборку действительно острых социальных проблем. Большая часть из них, по моему опыту, пересекается с общефедеральными проблемами в социальной сфере – и в ЖКХ, и в здравоохранении, образовании и т.д. То есть по структуре своей ничем не отличается от того, что получают в качестве обращений депутаты, губернаторы и главы городов. Поэтому здесь тематика, я думаю, везде примерно одинаковая. Кроме того, поступившие обращения делятся на те, которые удалось решить, и те, которые не удалось решить. Неизвестна эта пропорция, но хочется верить, что если обращение все-таки дошло до президента, то вопрос решился. Хотя это всегда палка о двух концах. С одной стороны – все зависит от сути этой проблемы. Часто могут быть непреодолимые факторы: например, вступившее в законную силу решение суда или иные необратимые процедуры; в результате семейных драм и конфликтов возникают сложные жизненные ситуации; кто-то оказался на улице, документы были неправильно оформлены и т.д.
Важно еще смотреть на то, не как решаются вопросы после прямой линии, а в целом, насколько отечественная бюрократия становится восприимчивой к обращениям граждан. Потому что, если она костенеет, то мы получим картину, при которой по любым вопросам жизненного свойства всегда нужно будет писать только на самый верх: как называется программа Зарубина «Москва, Кремль, Путин» – вот так и будут направлять обращения.
В целом формат отработан, и я не думаю, что сейчас у Народного фронта есть задача как-то наказывать губернаторов; точнее, общественники не могут здесь сильно влиять на снижение рейтингов власти, поскольку Народный фронт является частью общей политической системы, а не каким-то внешним наблюдателем, поэтому здесь нет цели снизить рейтинг того или иного губернатора. Регионы прозвучали публично, а дальше, наверное, будут какие-то факторы. Этим занимаются в том числе контрольное управление, администрация президента, вот что-то добавится в копилку и других каких-то претензий, может быть, перерасти во что-то большее.
Я думаю, что на первом месте стоят вопросы ЖКХ и аварийного жилья; на втором – экономические. Хотя они могут и опережать остальные, ведь это и вопрос высоких цен, низких зарплат, пенсий, пособий. На третьем месте могут быть классические проблемы здравоохранения, отсутствия необходимой инфраструктуры. И следующая прямая линия, наверное, пойдет по уже привычной схеме.
Печать